Найти в Дзене
Астен Коллин

Горький "Старуха Изергиль" Почему в школьной программе текст дан НЕ ПОЛНОСТЬЮ?

Максим Горький, снискавший себе славу «певца природы», умел удивительно точно передавать и человеческие образы. Особенно интересны герои его раннего творчества. Которым, подчас, не чужды любые земные, пусть даже, порочные страсти. Всем известный, небольшой по объему рассказ – «Старуха Изергиль» имеет сложную концепцию: он поделен на три части, в основе содержания литературный прием – антитеза (противопоставление). Повествование начинается с легенды о Ларре и заканчивается легендой о Данко. Ларра – сын орла и земной женщины, гордый, не желающий никому подчиняться. Он решает, что не должен считаться даже со старейшинами, что он может взять то, что хочет. После убийства девушки, люди спросили его, почему Ларра сделал это, а он ответил: – А мне было нужно ее.
– Но она не твоя! – сказали ему.
– Разве вы пользуетесь только своим? Я вижу, что каждый человек имеет только речь, руки и ноги... а владеет он животными, женщинами, землей... и многим еще...
Ему сказали на это, что за все, что челове

Максим Горький, снискавший себе славу «певца природы», умел удивительно точно передавать и человеческие образы. Особенно интересны герои его раннего творчества. Которым, подчас, не чужды любые земные, пусть даже, порочные страсти.

Всем известный, небольшой по объему рассказ – «Старуха Изергиль» имеет сложную концепцию: он поделен на три части, в основе содержания литературный прием – антитеза (противопоставление).

Повествование начинается с легенды о Ларре и заканчивается легендой о Данко.

Ларра – сын орла и земной женщины, гордый, не желающий никому подчиняться. Он решает, что не должен считаться даже со старейшинами, что он может взять то, что хочет.

-2

После убийства девушки, люди спросили его, почему Ларра сделал это, а он ответил:

– А мне было нужно ее.
– Но она не твоя! – сказали ему.
– Разве вы пользуетесь только своим? Я вижу, что каждый человек имеет только речь, руки и ноги... а владеет он животными, женщинами, землей... и многим еще...
Ему сказали на это, что за все, что человек берет, он платит собой: своим умом и силой, иногда – жизнью. А он отвечал, что он хочет сохранить себя целым.
Долго говорили с ним и наконец увидели, что он считает себя первым на земле и, кроме себя, не видит ничего. Всем даже страшно стало, когда поняли, на какое одиночество он обрекал себя. У него не было ни племени, ни матери, ни скота, ни жены, и он не хотел ничего этого.

Несмотря на всю сказочность сюжета, книга затрагивает серьезные струны человеческого сознания.

Это и философия жизни и смерти, и тема вечного одиночества как высшей меры наказания.

Горький призывает людей не гордиться собой по праву рождения, а судить о человеке по его делам и подвигам.

Во второй части, когда старая женщина рассказывает историю уже своей настоящей жизни, она говорит о том, что мешку золота она предпочла мужчину с изрубленным лицом, только потому, что он был смел:

А когда человек любит подвиги, он всегда умеет их сделать и найдет, где это можно. В жизни, знаешь ли ты, всегда есть место подвигам. И те, которые не находят их для себя, – те просто лентяи или трусы, или не понимают жизни, потому что, кабы люди понимали жизнь, каждый захотел бы оставить после себя свою тень в ней. И тогда жизнь не пожирала бы людей бесследно...

Изергиль несколько раз подчеркивает то, что надо жить жизнью «жадной», молодой и полной. Петь песни, любить.

Образ сильной женщины и ее нелегкой судьбы раскрывается между двух сказочных легенд. Но именно Изергиль является ключевым героем. Неспроста Горький вкладывает в ее уста эти речи…

-3

В отличие от несуществующих героев, старуха Изергиль – реальна.

Но и историю ее собственной  жизни можно отнести к разряду сказочных. Так естественно и искренне, вплетая в рассказ и смерть и бабскую боль об утраченной своей молодости, она повествует о любви, всюду сопровождающей человека, о том, что, когда у него есть сердце, он не может оставаться бесчувственным.

Женщина говорит о самоотверженной любви, о том на что способно натолкнуть это чувство человека. Рассказывает, как она сгубила молоденького турка в Румынии, как убила часового  чтобы взглянуть на своего красивого возлюбленного, а получив свое – ударить его ногой в лицо, только потому, что женщина знает, что он ее не любит так, как ей хотелось бы (Изергиль «уже стара» к тому времени), но на прощание мужчина называет  ее "своей королевой".

Изергиль не стремится приукрасить историю или умолчать о чем-то, она говорит обо всем так как есть, будто все это было не с ней, будто с тех пор прошло уже сто тысяч лет.

Именно ее историю и опускают в школьной программе по ряду причин. Это и слишком откровенные признания, и возможное непонимание детей в контексте сложных жизненных ситуаций.

-4

Потом она рассказывает легенду о горящем сердце Данко. И именно в этом кусочке текста становится очевидна позиция автора.

Максим Горький заявляет о том, что гордость человека – в его самопожертвовании людям. Пусть эти люди не слышат и корят, юноша все равно ведет их за собой. Он вырывает из груди свое пылающее сердце. Свет этого органа способен заполнить все вокруг. Когда люди выходят из дремучего леса, то они счастливы. Никто уже не помнит, какую высокую цену заплатил один из них за эту свободу. Здесь мы видим параллель мысли обеих легенд:

Ларра:

Тогда пошли искать девушку, но –  не нашли ее. И забыли о ней, как забывают обо всем на земле.

Данко:

Люди же, радостные и полные надежд, не заметили смерти его и не видали, что еще пылает рядом с трупом Данко его смелое сердце.
-5

То есть там, где было дано место бессмертному подвигу, мы видим лишь тлен:

Только один осторожный человек заметил это и, боясь чего-то, наступил на гордое сердце ногой...

В этом предложении – есть нечто крамольное и поистине жестокое, человеческое. Горький подчеркнул то, что когда люди сами бояться встать против толпы, пойти на подвиг, нередко, не гнушаются тем, чтобы втоптать в грязь чистые помыслы… А быть может, чье-то совсем юное, пылающее сердце.