Найти тему
qwerty

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ТКАЧЕСТВА И МОДЫ В ЯПОНИИ.PART2

Дальнейшее развитие технологий сделало новый виток с появлением хлопка. Как предмет особой роскоши хлопчатобумажные ткани ввозились с материка, начиная с эпохи Нара. Культивирование хлопчатника и масовое использование хлопчатобумажных тканей происходит в эпоху Эдо(1603-1867). Этот новый мягкий материал лучше всего подходил для создания зимней одежды. Изготовление шелковых тканей было гораздо более дорогим и трудоемким занятием, а в эпоху Токугава крестьянам вообще запретили носить шелковые вещи, теперь это была привилегия высших сословий.

Хлопок стал очень популярным материалом – его выращивали повсеместно за исключением, пожалуй, самых северных территорий. Поэтому потребовалось модернизация старых ткацких устройств. Примерно с конца 18 – начала 19 веков осуществляется постепенный переход от наспинного станка дзибата к педальному станку такабата. Первые педальные станки применялись влиятельными ткацкими гильдиями синси, однако в течение времени они стали применяться и при создании домотканого текстиля.

С распространением хлопка популярность такабата растет, в некоторых префектурах, например Киото, его использовали для тканья из лубяных волокон. Помимо хлопчатобумажных нитей такабата замечательно подходит и для шелковых, до сих пор используется в ручном ткачестве.

Одновременно японцы получают доступ к западным технологиям, на мануфактурах и в ткацких мастерских стали появляться автоматизированные станки – так начинается эра промышленного ткацкого производства, а эпоха ручного ткачества подходит к концу.

Одежда сопровождает человека с древнейших времен, она является не только частью материальной, но и духовной культуры всех народов мира, которая вобрала в себя традиции и мировоззрение этих народов от самых истоков цивилизации.

Особенности цивилизационного костюма Японии накладывают отпечаток на производство одежды. В отличие от западной одежды, в японских одеяниях четко выражено смысловое содержание и национальный декор. По выбору цвета, ткани, декору можно определить пол, возраст, социальное положение, уровень благосостояния и вкус владельца.

Кимоно было позаимствовано японцами у китайцев во 2 в. до н.э. Изначально прародителем кимоно была китайская национальная одежда, но так как в 10 веке Япония стала закрытой страной, то она пошла своим путем и в направлении моды.

В эпоху Хэйан японское одеяние было многослойным – надевалось 15-20 слоев халатов из тонкого шелка с широкими руками, а сверху – накидка. Именно в этот период появляется термин кокуфу – японский стиль в противовес китайскому – карафу. На основе буддизма формируется символика орнаментов, исходя из синтоизма – символика цвета, дизайн.

В 12 – 14 веках одежда упростилась, так как к власти пришло военное сословие – самураи, именно они диктовали внешний вид. Главным принципом этого периода было «Безупречный вид – безупречный дух». Женщины носили короткие халаты, которые заправляли в брюки как блузки, а сверху надевали длинный халат.

В эпоху Эдо кимоно становится самостоятельным предметом искусства. Большую роль сыграли торговцы и ремесленники. Именно в этот период в городской культуре появляется мода. Она существовала и до этого, но регламент в одежде был настолько общим, что проявить некую индивидуальность не представлялось возможным. Кроме того, в 18 веке процесс создания костюма становится настоящим произведением искусства. Кимоно начинают искусно вышивать золотыми и серебряными нитями и расписывать перламутром.

После открытия Японии возрос спрос на одежду европейского образца. Однако традиционный наряд все еще имел важное значение.

С течением временем, кимоно стало одеянием не только элиты, но и обычных жителей, стирающее половые различия в одежде. Но постепенно начали появляться отличия между женской и мужской одеждой: цветовые узоры на женской одежде более яркие и крупные, композиции более разнообразные.

-2

У мужчин это, как правило, всегда довольно бедная цветовая гамма – серый, синий, коричневый цвета; присутствие герба родового клана

-3

Кимоно имели отличия и по поло-возрастному признаку. Например, для мальчиков использовали в основном на кимоно изображения летающих над соснами журавлей в песочно-голубой гамме – символ пожелания ребенку долгих лет жизни. Для девочек мотивом узора служила птица хоо, кружащая над деревом павловнией – символ честности, доброжелательность, мудрость и верность .