Найти тему
ALTEREOS

"Чернобыль" (2019, HBO / Sky). 1 серия: С привкусом "клюквы".

Мини-сериал "Чернобыль" (Chernobyl), совместный проект американских и британских телевизионщиков, стартовал 6 мая. Благодаря нескольким восторженным отзывам в соцсетях я обратил внимание на этот сериал и не удержался от соблазна посмотреть первую серию, единственную пока выпущенную. Вот мой взгляд относительно перспектив этого проекта и попытка спрогнозировать, что нам покажут далее.

Первая серия почти в документальной манере воспроизводит события роковой ночи на 26 апреля 1986 года. Трагедия показана глазами инженеров и сотрудников Атомной станции, а также пожарных, первыми вызванных на тушение пожара (каждый, кто хоть немного знает историю Чернобыля, понимает, что их бросили на верную смерть). Сразу бросается в глаза, насколько тщательно создатели сериала воспроизвели советскую эпоху середины 80-х. Это касается и жилых районов Припяти, обстановки квартир местных жителей, и основной локации - Чернобыльской АЭС. Сериал не снимался на территории России, и в настоящий Чернобыль съемочная группа не заезжала - необходимая натура была найдена в Литве: в роли Припяти "снялся" один из районов Вильнюса, а в роли ЧАЭС - Игналинская АЭС, которую называют "сестрой Чернобыля" из-за внешнего сходства и использования атомных реакторов того же типа (РБМК).

-2
-3

Когда западные киношники пытаются воссоздать советскую/российскую действительность, им очень сложно не скатиться в "клюкву", в стереотипное изображение русских людей, их быта, менталитета и т.д. Что потом с удовольствием подмечают российские кинокритики и простые зрители. Создатели "Чернобыля", это прямо чувствуется, ооочень старались за залезть в "клюву", с высокой точностью детализируя интерьеры советских квартир и технических помещений атомной станции. Но всё же допустили несколько осечек. Вот первый случай - пора бы уже всему киношному миру запомнить, что у нас не ходят в квартире в обуви!

-4

Во-вторых, проблема с именами и обращениями. Когда муж в самом обычном повседневном общении обращается к жене не Люда, не Люся, а пафосно Людмила, это звучит, мягко говоря, неестественно. Сотрудники АЭС друг для друга все исключительно "товарищи":
- Товарищ Акимов, проверьте реактор.
- Товарищ Дятлов, кажется, нам хана...

-5

В некоторых моментах постановщики переборщили с детализацией, запихивая в кадр как можно больше предметов интерьера и бытовых принадлежностей, из-за чего, например, квартира Валерия Легасова (про него поговорим чуть позже) напоминает музей советской эпохи. Если авторы проекта не претендуют на историческую точность во всех мелочах, то серьезно придираться к таким моментам не стоит.

Главная интрига, задаваемая первой серией: что это вообще будет? С одной стороны, маркетинг в большей степени позиционирует сериал как индустриальный хоррор или survival-триллер на основе реальных событий. Выбор в качестве режиссера Юхана Ренка под этот жанр кажется верным: швед (известный многим как музыкант под псевдонимом Stakka Bo) имеет хороший сериальный опыт, в его фильмографии есть эпизоды для "Breaking Bad", "The Walking Dead", "Vikings" - все в близких к "Чернобылю" жанрах. По первой серии уже понятно, что Ренк использует свое мастерство создания хоррор-атмосферы, особенно это касается работы с радиоактивной темой. Ощущение присутствия радиации, невидимой смерти, передается вполне достоверно, в том числе, с помощью звуков, создающих иллюзию, будто радиация подкрадывается к жертвам все ближе и ближе, незаметно проникая в тела и необратимо их разрушая. После взрыва в воздухе летают какие-то хлопья - то ли это частицы радиоактивных материалов, то ли такой интересный визуальный прием, работает это отлично. Мы вместе с персонажами ощущаем во рту металлический привкус.

-6

С другой стороны, сюжет развивается таким образом, чтобы показать неповоротливость (правильнее даже сказать "тормознутость") системы, не способной оперативно среагировать на аварию и вовремя принять необходимые решения. Но самое страшное не это: первая серия показывает бесчеловечность системы, готовой легко пожертвовать жизнями сотрудников АЭС, пожарных, милиционеров, жителей Припяти. Упущен момент для эвакуации, введен режим секретности - из района никого не выпустят, чтобы не произошло утечки информации о реальных масштабах аварии. Одним из ключевых персонажей становится Валерий Легасов, первый заместитель директора Института атомной энергии имени И. В. Курчатова, член правительственной комиссии по Чернобылю. После аварии именно Легасов пошел против системы, выступая за эвакуацию Припяти и за широкое освещение событий в СМИ (подробнее можно почитать в Вики). Позже он провел собственное расследование причин катастрофы, но в 1988 году академик найден повешенным в своей квартире. Загадочная смерть...

Вся правда о чернобыльской катастрофе - на аудиокассетах Легасова.
Вся правда о чернобыльской катастрофе - на аудиокассетах Легасова.

К финалу первая серия приобретает разоблачительный антисоветский оттенок, намекая на причины в аварии в самом устройстве политической системы. Если дальше разоблачение продолжится - а иначе настолько драматичное введение персонажа Легасова потеряет смысл - то мы сможем говорить об очень амбициозном проекте Крэйга Мазина, сценариста и продюссера сериала. И это будет немного удивительно, учитывая что Крэйг Мазин известен как комедийный сценарист (среди его проектов, например, "Поймай толстуху, если сможешь", "Супергеройское кино" с Лесли Нильсеном и т.п). Как-то слабо верится, что такой деятель способен разоблачить советскую систему в 5 сериях "Чернобыля". Не скатится ли проект в пресловутую "клюкву"? Что ж, вот она, интрига.

.
.