Найти тему

Теремок высшего образования

Каждый россиянин с детских лет знает содержание сказки "Теремок". В ней заложена народная мудрость, связанная с соответствием возможностей и поставленных задач. Наверное, медведь, оценив теремок внешне, надеялся на его прочность. Поэтому и решил в нём поселиться. Но... Форма не соответствовала содержанию.

Каким образом народная сказка связана с высшим образованием?
Современная вузовская система состоит из теремков, представленных кафедрами. Университет представляет собой комплекс устойчиво работающих теремков. Для осуществления этого учебно-методическим подразделениям необходимы определённые условия.
Первым из них стала характеристика материально-технической базы. И сразу рождаются представления. Современные аудитории для проведения лекций. Такие же - для практических занятий. Инновационные классы для подготовки курсовых работ, самостоятельной работы студентов. Отдельный комплекс представлен помещениями для подготовки выпускных квалификационных работ. Устойчивый терем представился. Крепкий. Надёжный. Современный.
Но представления не соответствуют вузовской практике.
С 2010 г. наблюдаю совершенно другие условия. До 2012 г. две кафедры располагались в одном помещении. Было два компьютера на всех. За последние семь лет условия изменились. У кафедры появилось отдельное помещение. Его сложно назвать преподавательской. В нём всего четыре рабочих места. Три года назад появилась ещё одна аудитория с четырьмя рабочими местами. А преподавателей на кафедре работает четырнадцать. В этом теремке рабочих мест всем не хватает. Но и обеспечены они своеобразно. Как правило, ноутбуки у всех личные. Ситуация такова - хочешь работать, организуй и обеспечь рабочее место.
Но это только первая сторона характеристики материально-технической базы кафедры. Описуемый теремок не имеет аудиторий. У кафедры нет своих лекционных аудиторий. Отсутствуют другие специализированные аудитории. Поэтому этот теремок не имеет материально-технических условий организации образовательного процесса. Если кафедре нужно собраться на заседание, то и здесь необходимо найти свободную аудиторию через учебно-организационный отдел.
Раз нет кафедральных аудиторий, то и говорить об их оснащённости не приходится. Вторым условием устойчивости вузовского теремка должно быть методическое обеспечение учебного процесса. При отсутствии аудиторий кафедры говорить о специализированных стендах не приходится. Поэтому вся надежда на умение педагога рассказать обо всём, используя жесты, классную доску и мел, в тех аудиториях, которые достались.

К этому же условию целесообразно отнести и отсутствие в организационно-штатной структуре кафедры методического кабинета. Его нет и методист как специалист в данном направлении также не предусмотрен. Поэтому каждый педагог носитель своего опыта, который никем не обобщается, не сохраняется, не используется. А это приводит к тому, что каждый год по новой создаются рабочие программы, а не дополняются старые. И здесь теремок образования не устойчив.

И ещё одно условие стабильности необходимо вспомнить. Это организация работы с преподавательским составом. Задачи по содержанию учебных занятий за девять лет не получал ни разу. Вопросы взаимосвязи содержания учебных дисциплин на заседании кафедры не рассматриваются. Методической подготовкой преподавателей никто не занимается. Чаще всего получаешь задачу что-то сделать. При этом содержательные и методические подходы никто не объясняет.

В условиях стандартизации современного образования вновь вспоминается с детских лет знакомая сказка "Теремок". Если вузовские возможности не будут соответствовать содержанию задач по характеристикам обеспечения образовательного процесса, сформулированным в федеральных государственных образовательных стандартах, то образовательный теремок будет разваливаться. А медведем будут контролирующие органы. Они надеются на выполнение всех государственных требований и условий на практике. А при проверке встречаются с теремком, который не так прочен, как хотелось. И закрывают его. Хотя ситуация может быть иной. Форма теремка соответствует. А когда начнётся оценка содержания, образовательной прочности, то вновь терёмок затрещит и развалится. Как укрепить образовательный теремок? Сделать его образовательным бастионом? А об этом в следующей статье.