После того как первый модельный объект для философии сознания вызвал неподдельный интерес у самой широкой аудитории, продолжим эту интереснейшую тему. Сегодня я представляю второй объект, который выделил для вас — это эпилепсия. Под эпилепсией понимается спонтанное возникновение гиперсинхронизированной электрической активности в каком-либо отделе головного мозга, которая потом может распространиться на весь мозг. Это спонтанное возникновение может быть либо идиопатическим (возникающим само собой, чаще всего имеет генетические причины) или симптоматическим (то есть из-за наличие каких-либо повреждений в структуре головного мозга).
Так получилось, что про эпилепсию мне известно очень много, и в некоторых аспектах даже больше врачей, которые её лечат (вернее, пытаются лечить). Поэтому я могу сказать достаточно экспертно, что эпилепсия может использоваться в качестве модельного объекта для проведения натурных исследований при рассмотрении отдельных мысленных экспериментов из области философии сознания.
Эпилепсия — это не какая-то специфическая болезнь, а целое множество разных патологических состояний, некоторые из которых связаны с изменёнными состояниями сознания. Вот это нас и будет интересовать в первую очередь, поскольку:
1. Существует множество разных проявлений эпилепсии, и эпилептический приступ — это не всегда (да и практически редко) то самое падение с судорожными сокращениями мышц конечностей, пеной изо рта, хрипами и всем таким, о чём описывает художественная литература. Есть, к примеру, приступ, которые выглядит как полная потеря сознания человеком на 1 — 3 секунды, а внешне это проявляется разглаживанием мимики, а глаза как будто бы смотрят в бесконечность. Есть приступ, который выглядит как резкое вздрагивание всем телом, какое иногда у всех людей бывает при засыпании. Есть много других, совершенно разных типов приступов, в том числе внешне не проявляющихся вообще никак. И все эти типы приступов имеют самое разное влияние на сознание, изменяя его по-разному.
2. Для многих идиопатических типов эпилепсии можно определить генетическую основу развития заболевания, а через неё выйти на предположения о биохимических процессах, являющихся причиной развития эпилептических приступов. Например, есть генетический синдром, который проявляется в виде тяжелейших односторонних клонических приступов, и определена связь с одним из потенциал-зависимых натриевых каналов, которые используются для проведения потенциалов действия в нейронах. Так вот конкретно этот тип натриевых каналов используется на аксонных холмиках ГАМК-ергических нейронов, то есть они отвечают за запуск потенциалов действия в нейронах тормозной подсистемы. Нарушение в соответствующем белке ведёт к неправильной работе этих каналов, и, как следствие, низкая концентрация ГАМК в синаптических щелях, что, в свою очередь, приводит к невозможности торможения глутамат-ергической системы активации, безудержная работа которой и ведёт к развитию приступа. То есть для определённых патологических состояний вполне можно понять биохимию и логику процесса на уровне как отдельных нейронов, так и всей сети.
3. Несмотря на то, что эпилепсия — преимущественно детская болезнь, примерно 0.5 % взрослых людей испытывают ту или иные типы приступов, так что их вполне можно расспросить про их субъективные переживания до, во время и после приступа. Это станет основой для выдвижения различных гипотез для проверки в ходе натурных экспериментов.
Так что посмотрим, чем эпилепсия нам может помочь в области философии сознания и его феноменологии.