Найти в Дзене
Playroom.ru

О чем стих Маяковского «Хорошее отношение к лошадям»

В школьной программе за 7 класс есть такое произведение и такой вопрос.

Почему после прочтения произведения об этом не поговорят в классе и коллегиально не выявят суть – я не знаю! Ведь, кажется, очевидно – дискуссия бы привела к более глубокому пониманию, заставила бы детей рассуждать, возможно, даже спорить. Скорее всего нашлось бы много разных мнений… Загадочная нынешняя система образования предлагает одно – на домашнее обучение! Дома разбирайтесь.

Слог у Маяковского не слишком простой, понять его современным детям непросто. Даже не современным… Мне тоже было в свое время сложно.

Почему то помню в собственной школе разбор этого стиха. Читала сама учительница. Потом все непонятности пояснила, что, почему, как! И мы рассуждали, дополняли, сочувствовали вместе с ней. Учились состраданию и доброму отношению.

Может поэтому в моем классе все читали с удовольствием? И без проблем выявляли проблему, и суть произведения?

Дорогие учителя, вы же учителя??? Или просто пришли выслушать от детей, чему их родители научат?

Я не понимаю нашу современную систему образования.

Итак, о чем стих? Кроха, собственно уже не кроха, сын, прочитал и пояснил, что о лошади, о том, что она упала, а потом встала и пошла дальше.

Все? Все!

Спрашиваю, все понятно?

Половина слов непонятно, но общий смысл – уловил.

Говорю, в школе разбирали?

Нет! Даже не читали!

Читаем вместе!

Про обледеневшую улицу поняли, про то, как по ней скакала лошадь тоже.

Поскользнулась, очень больно упала (Круп – вся мышечная задняя часть тела коня, где сосредоточена основная двигательная сила).

Первая загвоздка после строчек

«штаны пришедшие Кузнецким клёшить,

сгрудились…»

Тут пришлось рассказать, что произведение написано по реальному событию – на Кузнецком мосту (название улицы) упала лошадь, и все это поэт наблюдал лично (во всяком случае, так мне рассказывала моя учительница).

В этом отрывке «штаны пришедшие Кузнецким клешить» - это люди, прохожие, которые шли по Кузнецкому мосту. После события зеваки остановились – «сгрудились».

Собрались зеваки и начали смеяться.

«…смех зазвенел и зазвякал:

— Лошадь упала! —

— Упала лошадь! —

Смеялся Кузнецкий.»

Приятно было лошади? А тебе было бы приятно на месте лошади?

Очевидный ответ. И уже пошла жалость, и сочувствие потихоньку включилось.

Поэт подошел и увидел, что лошадь плачет. Возможно, даже не от боли, а от этого ужасного отношения.

И тогда он поставил себя на место этой лошади, разделил ее боль, ее обиду.

«Лошадь, не надо.

Лошадь, слушайте —

чего вы думаете, что вы их плоше?

Деточка,

все мы немножко лошади,

каждый из нас по-своему лошадь».

-2

Правильно он поступил? А ты бы пожалел лошадь?

Конечно! Каждый человек время от времени попадает в такие ситуации. И как нужно и важно в этот момент получить в ответ не насмешку, а сочувствие и поддержку.

Важно в любом возрасте!

И вот тогда, когда тебя поняли и поддержали – можно идти дальше по жизни, тогда не страшно и даже не больно!

Лошадь, встала и как будто стала опять веселым жеребенком.

«..И все ей казалось —

она жеребенок,

и стоило жить,

и работать стоило.»

О чем же произведение?

О добре, о сочувствии, о понимании и поддержке, в которых нуждаются в трудной ситуации лошади и не только они. О том, что нельзя смеяться над упавшим, над попавшем в беду. Нужно обязательно помочь. Иногда доброго слова бывает достаточно.

«..все мы немножко лошади…»

На все прочтение и объяснение, на понятие и принятие, даже на некоторые споры у меня с ребенком ушло не больше 15 минут.

Мне не трудно! НО! Моя работа воспитывать.

Работа учителя учить!

Я не права?

-3

Владимир Маяковский

Хорошее отношение к лошадям

Били копыта. Пели будто:

— Гриб.

Грабь.

Гроб.

Груб. —

Ветром опита,

льдом обута,

улица скользила.

Лошадь на круп

грохнулась,

и сразу

за зевакой зевака,

штаны пришедшие Кузнецким клёшить,

сгрудились,

смех зазвенел и зазвякал:

— Лошадь упала! —

— Упала лошадь! —

Смеялся Кузнецкий.

Лишь один я

голос свой не вмешивал в вой ему.

Подошел

и вижу

глаза лошадиные...

Улица опрокинулась,

течет по-своему...

Подошел и вижу —

за каплищей каплища

по морде катится,

прячется в ше́рсти...

И какая-то общая

звериная тоска

плеща вылилась из меня

и расплылась в шелесте.

«Лошадь, не надо.

Лошадь, слушайте —

чего вы думаете, что вы их плоше?

Деточка,

все мы немножко лошади,

каждый из нас по-своему лошадь».

Может быть

— старая —

и не нуждалась в няньке,

может быть, и мысль ей моя казалась пошла́,

только

лошадь

рванулась,

встала на́ ноги,

ржанула

и пошла.

Хвостом помахивала.

Рыжий ребенок.

Пришла веселая,

стала в стойло.

И все ей казалось —

она жеребенок,

и стоило жить,

и работать стоило.

[1918]