К сообщению о пожаре в Соборе Парижской Богоматери я отнесся как к трагедии. Трагедии не парижского, не французского, не католического, а мирового масштаба. Я уверен, что пострадавший в пожаре собор будет восстановлен в кратчайшие возможные сроки и станет еще краше и надежней. Речь в этой статье пойдет не о великом соборе, а огромной опасности, которая подстерегает если не каждого, то многих из нас. И имя этого поджигателя – электрический ток. У меня нет статистики, какая часть возгораний происходила по вине электрического тока, но в СМИ эта причина звучала довольно часто.
У меня, как у человека, видевшего живой паровоз, есть очень большой опыт, связанный с электрическим током. К сожалению, опыт не только положительный, но и отрицательный. Опыт, собравшийся и в старом жилом фонде, и в новых домах, и в многоквартирных домах и в частном секторе. В детстве я жил в старом купеческом доме, который пережил капитальный ремонт, затем, какое-то время во времянке возле родителей жены, а потом в течение 3-х лет пережил 3 переезда в новые многоквартирные дома. Так что вспомнить мне есть что. В том числе и о том, как электрический ток не любит неуважительного к себе отношения.
У электричества много параметров, и главные из них – ток и напряжение. И оба требуют к себе уважения. Но если напряжению главное – это чтобы его не трогали, если не хотите получить по рукам, то ток требует к себе внимания, при отсутствии которого может и отомстить. Причем коварно и неожиданно. Наши рассуждения будут вестись вокруг электрической проводки в многоквартирном жилом доме, ибо другие варианты мало чем от этого отличаются.
Стандартное напряжение для бытовых потребителей, как правило, составляет 220 вольт. Это напряжение между нулевым и фазным проводами трехфазной электрической сети 220/380 вольт. Соответственно, между любой парой фазных проводов такой сети присутствует напряжение 380 вольт. Такие напряжения являются относительно безопасными, если ток не будет протекать через жизненно важные органы, например область сердца или голову, то пораженный, скорее всего, отделается легким испугом. Для примера: на стыке 19-20 веков в американских электрических стульях для казни преступников использовались напряжения от 500 до 1000 вольт. Так что относиться легкомысленно к напряжению 220 вольт все-таки не следует. Для того чтобы сделать напряжение безопасным, используется изоляция.
Ток не бьет и ведет себя вроде бы смирно. Но именно ток является причиной возгораний плохой электропроводки, о которых нам так часто приходится слышать. А иногда, к сожалению, и видеть. Ток безопасен только пока он маленький. Но стоит ему вырасти…. Любая попытка пропускать большой ток через провод с малым сечением неизбежно приведет к перегреву провода, обугливанию и воспламенению изоляции и к короткому замыканию. Но даже если сечение проводов достаточно для данной величины тока, всегда есть опасность местных перегревов проводки со всеми вытекающими неприятностями. Такими опасными местами в электропроводке являются места соединений проводов с элементами оборудования или друг с другом.
Даже в недавно сданном доме возможно ухудшение контактов между проводами и оборудованием, например, с распределительным щитом. Как правило, провода подключаются к клеммам оборудования винтами. Такое соединение обеспечивает надежный электрический контакт первое время, но со временем затяжка винтов может ослабевать, особенно при значительных колебаниях температуры окружающей среды. Даже если монтажная организация во время строительства или реконструкции здания выполнила все работы качественно, организация, ответственная за эксплуатацию здания, должна периодически проверять затяжку клемм. Но никто этого не делает, и, как следствие, возможно появление "слабых" соединений с повышенным сопротивлением контактов. Если вы заметили в этажном распределительном щитке потемневшую или поменявшую цвет от высокой температуры изоляцию проводов вблизи клемм – обязательно сообщите об этом в эксплуатирующую организацию.