Представьте, что вы решили посетить знаменитый Лувр в Париже в конце 1911 года. Вы бродите по залам галереи и наслаждаетесь красивыми работами, которые являются одними из величайших шедевров мира. Вы идете все дальше и дальше, пока перед вами не возникает пустая стена. Здесь когда-то была одна из самых популярных достопримечательностей галереи, а именно знаменитая “Мона Лиза”.
Из рядовой работы в самое узнаваемое полотно
После кражи картины в августе 1911 года и последовавших за ней общественных протестов со стороны обычных людей толпы зевак стали стекаться в Лувр, чтобы постоять и посмотреть на пустое место на стене. Ни одна картина не имела такой популярности, как “Джоконда”. Но люди просто приходили и смотрели на оставшиеся гвозди.
Хотя это была одна из самых известных краж в истории, она не была осуществлена великим криминальным гением. Виновником был итальянский подручный и мелкий преступник по имени Винченцо Перуджа.
Винченцо работал в Лувре, где вставлял стекла в рамы для картин. В ночь на 20 августа 1911 года,мужчина и двое его сообщников спрятались в стенном шкафу музея. Утром, перед открытием галереи, они выскользнули с картиной, которая весила, на минуточку, 90 килограммов (включая раму и стекло)! Преступники просто обернули “Мону Лизу” в одеяло.
Кража с умыслом
Одной из самых примечательных вещей было то, что пропажа картины была замечена лишь на следующий день. И даже тогда тревогу поднял не персонал, а представитель общественности. Одним из постоянных посетителей Лувра был художник, который любил рисовать в галерее под пристальным взглядом Джоконды.
Он-то и заметил четыре пустых крючка на стене. Сначала предполагалось, что картина была снята для фотографирования, так как в то время музей находился в процессе каталогизации всех своих картин. Но после проверки у фотографа выяснилось страшное - “Мона Лиза” была украдена.
Когда история стала широко известна, это вызвало общественный резонанс. До этого момента “Мона Лиза” не была особенно известной картиной. Но публичным позором считалось то, что музей смог потерять работу великого Леонардо да Винчи.
Известность поставила воров в тупик
То, что половина Европы обсуждала это событие, усложнило задачу преступникам. Теперь продать картину было практически невозможно. И правда, эта реклама изменила их коварный план.
Итак, “Мона Лиза” провела следующие два года, спрятавшись на фальшивом дне сундука Перуджи в его пансионе в Париже. У полиции было мало информации, хотя они рассматривали различные варианты. Одна из версий заключалась в том, что картину украли по заказу какого-то богатого американца. Имя финансового магната Дж. П. Моргана упоминалось в связи с кражей.
Другая версия заключалась в том, что работу Леонардо да Винчи украли немцы. В годы, предшествовавшие началу войны, между двумя странами нарастала напряженность. Подозрение также пало на членов Парижского сообщества художников, включая Пабло Пикассо и поэта-искусствоведа Гийома Аполлинера, оба они были допрошены полицией.
Пойман с поличным
Настоящий вор благоразумно держался в тени. Но через два года он решил вернуться в родную Италию, а заодно захватить “Мону Лизу”. Его целью была Флоренция - родной город настоящей Джоконды.
Перуджа, без сомнения, полагался на то, что шум вокруг кражи утих, поэтому он благополучно покинул Францию. Но он ошибался, думая, что теперь можно будет попытаться продать картину. Он отнес ее торговцу произведениями искусства, и тот сразу заподозрил неладное. Мужчина попросил Перуджу оставить “Джоконду”, чтобы рассмотреть ее поближе.
Возможно, торговец узнал картину или просто удивился, что такая работа попала в руки какого-то дворового парня. Торговец вызвал специалиста по итальянской живописи, который подтвердил происхождение картины. Полиция была вызвана немедленно, Перуджу арестовали.
Патриотизм в крови
В свою защиту Перуджа заявил, что хотя он и украл картину, но действовал из соображения патриотизма. Он хотел вернуть “Мону Лизу" домой, так как считал, что ее украл Наполеон.
Неизвестно, повлияло ли это на судью, но вору был вынесен относительно мягкий приговор - всего восемь месяцев тюрьмы. Картина была возвращена во Францию, чтобы заполнить пустое место на стене Лувра.
Как знать, возможно, если бы тот торговец проявил малодушие и решил проигнорировать факт подлинности картины, то знаменитая “Джоконда” так бы и бродила по свету, пока кто-нибудь ее не нашел. Но это сделало бы работу Леонардо да Винчи еще более популярной, чем она была после кражи.
Написанная блестящим эрудитом Леонардо да Винчи, картина изображает женщину с загадочным выражением лица - легкой таинственной полуулыбкой. Ох, сколько скандалов и ссор вызвала эта знаменитая картина! А сколько теорий и мифов окутывают ее - не пересчитать.
Удивительная реплика
Знаменитая Джоконда вдохновила действительно многих художников, а некоторые из них решили воссоздать реплики. Таким образом, люди могут посмотреть на реалистичную копию, находясь за тысячи километров от подлинной работы истинного мастера. Стоит отметить, что та кража заставила владельцев Лувра усилить охрану и более ответственно подходить к защите ценных работ. Сегодня же “Мона Лиза” спокойно отдыхает за пуленепробиваемым стеклом парижской галереи.
В мире существует необычная копия знаменитой Джоконды, известная как “Прадо Мона Лиза”, поскольку она выставлена в музее Прадо в Мадриде. Кто настоящий художник реплики, неизвестно. Однако картина была написана в начале XVI века. Главное отличие - цвета, которые намного ярче, чем в оригинале. А позади женщины не было ничего, кроме черного фона.
Как оказалось позже, затемненное заднее пространство было добавлено к картине спустя сто лет после создания. Когда реставраторы очистили полотно, то были удивлены. Фон картины был почти идентичен фону оригинальной “Моны Лизы”.
Ученые предположили, что реплика была написана учеником самого Леонардо да Винчи в его студии, причем то же время, когда велась работа над оригиналом.