Есть некоторые феномены, которые заслуживают пристального изучения. Например - неожиданная замена масла. Многие знают это чувство. Занимаешься делами, и параллельно голоса в голове шепчут "псс, парень, скатайся, поменяй масло", потом наконец срываешься, и едешь, меняешь, потом они снова замолкают на несколько месяцев. Те случаи, когда масло действительно надо поменять очень быстро - они конечно есть, но обычно сопровождаются аварийным или предаварийным состоянием. Скорее даже совмещаются с ремонтом разной степени.
Конечно это "слегка" утрированное описание процесса, но действительно, что такое процедура при замене масла? Сам по себе процесс занимает не больше часа, сопровождается заменой фильтров, осмотром ходовой, беседой с мастером об общем техническом состоянии, может быть прикидыванием ближайших других процедур. Достаточно быстрое в общем занятие. Не дольше полноценной мойки. Частенько даже быстрее.
И что такое "экспресс" замена? И так - подразумевается, что вы туда приезжаете сами по себе, только с машиной. От станции требуется наличие фильтра и масла. Могут ещё быть другие расходники, но это уже другая история. Далее, предыдущее масло отсасывается через отверстие для щупа. Меняется фильтр, заливается свежее масло - и машина готова. Сплошная победа новых технологий над старым укладом ТО?
И тут как раз и возникают неочевидные подробности. Масло меняется на относительно "горячем" двигателе. Соответственно масло во многом ещё не успеет стечь в поддон, сам по себе этот процесс не быстрый. Физика, против неё не попрёшь. По предложенным методам экспресс замены - вставленная трубка выкачивает всё подряд через разницу давления, как вариант - совмещают с воздушным компрессором. В зависимости от оборудования и добросовестности работников количество слитого масла может отличаться на литр. Многие сервисы с "бесплатной" экспресс заменой как раз и замещают этот литр с недоливом того же литра. И при средней цене 4л канистры в 2000-4000р, как раз получается та же самая цена замены масла. Плюс мы имеем неиллюзорную вероятность неадекватного смешения старого и нового масла. Плюс мЕньший объём заменённого масла тоже может обеспечить проблемы на перспективу.
Далее замена фильтра. Когда вы сами занимаетесь вопросом покупки фильтра, то имеете возможность выбрать нужный вам вариант замены. В случае с экспресс станциями - у них может быть выбор только по одному производителю. Или вообще не быть замены для вашей машины. Да, бывает. Даже не будем говорить про другие фильтры.
То есть на выходе вы не получаете полностью заменённое масло, получаете фильтр неизвестного происхождения. Зато "быстро" 15-20 минут. Голоса в голове как раз успокаиваются про масло, и начинают песню про чипование атмосферного двигателя. Шутка. Хотя, зная некоторых товарищей - шутка только отчасти.
Про "быстроту" замены - это тоже очень интересная тема. При обычной замене масла, вместе с заменой и покупкой фильтров вы тратите час на закупку, час на саму процедуру. Скажите, сколько времени вы тратите на сам по себе процесс заезда на экспресс замену масла? Вам всё-равно надо туда приехать\уехать. Конечно именно для этого боксы с экспресс заменой находятся "по пути", обеспечивая голосам в голове постоянную благодатную почву для напоминаний. Только по пути куда? На работу\с работы? Так когда вы едете на работу - лишние 15-20 минут вполне себе решают, когда едете обратно, то обычно хочется что угодно, но не заниматься внимательно ТО своего автомобиля. И в принципе всё крутится вокруг общей маркетологической темы "экспресс-замены масла". Когда с помощью оборудования получилось свести нормальную процедуру ТО к быстрой "эрзац" замене масла и фильтра, поставленную на поток.
Интересен юмор про очищение поддона от стружки и разного всякого, когда говорится, что лучше чередовать обычную и "экспресс" замены масла. Тут у людей определённое лукавство. Если вы видите в отработке невооружённым взглядом стружки, и другие частицы, которых там быть не должно - то следующий шаг будет связан с как минимум эндоскопическим исследованием двигателя, может с последующим вскрытием (найдите заранее комплект прокладок двигателя, стоит это недорого), плюс с изучением фильтра. Некачественные фильтры могут обеспечивать недостаточную фильтрацию, а в некоторых случаях приходилось видеть фильтры с откровенной дыркой в фильтрующем элементе (бумажной гармошке внутри фильтра). То есть не только частицы не задерживались в фильтре, но даже частицы фильтра дополнительно наполняли внутреннее устройство двигателя. Забавная конечно история. Пока не увидишь это живьём. И в случае экспресс замены вся отработка сразу уходит в бочку, даже без каких-либо шансов посмотреть что там было и в каком виде.
Так что в отношении проведения обслуживания своей машины лучше придерживаться системного подхода. Неочевидная экономия времени (и денег, иногда) может обернуться проблемами с совершенно неожиданными ценниками и временем. Об этом на канале есть несколько статей.
Неочевидные подробности проведения ТО
Масло для ТО и проблема выбора
Неочевидность связи ГРМ и помпы
Обслуживание машины и системное мышление
Если вам понравилась статья - подписывайтесь, ставьте лайк и присылайте свои темы в комментарии.