На днях мы заключили договоры с продавцом и покупателем на оказание риэлтерских услуг по купле-продаже квартиры в Минске. Началась подготовка документов к сделке и обязательная юридическая проверка.
И вот какие интересные факты были выявлены:
- Квартира расположена в доме ЖСК 1964-го года постройки.
- Первый собственник квартиры, назовем его, скажем, Васей, вступил в брак зимой 1995 года, а в 2003 году развелся.
- Пай за квартиру в полном размере был выплачен Василием летом 1995 года.
- Вася оформил свое право собственности на это жилье в 2015 году.
- Нынешний собственник, скажем, Коля, купил эту квартиру в 2019 году у Василия, а сейчас продает ее при посредничестве ООО «Твоя столица».
Обратим внимание на момент совершения договора купли-продажи между Василием и Николаем.
Регистрация права собственности Василия была осуществлена в 2015 году, через 12 лет после того, как он развелся со своей женой. Соответственно, на первый взгляд, данный объект недвижимости является личной собственностью гражданина, и при совершении сделки купли-продажи от собственника требуется лишь заявление об отсутствии супруги. Но!
По законодательству, действующему на момент полной оплаты пая ЖСК (смотри факт № 3) право собственности на квартиру возникает с момента полной оплаты пая, то есть это лето 1995 года. А в брак собственник вступил на пару месяцев раньше!
Вывод: квартира является совместной собственностью супругов. При отчуждении квартиры требуется согласие супруги, которое получено не было. Следовательно: нарушены права третьих лиц! Это означает, что сделка может быть признана недействительной.