автор - Юрий Мухин
С 22 по 26 марта в Псковской области прошло командно−штабное учение с 76−й гвардейской десантно-штурмовой дивизией. Руководил им командующий ВДВ генерал−лейтенант Владимир Шаманов. Учение было уникальным не только для Воздушно−десантных войск, но и в целом для Вооруженных сил России. Впервые была апробирована автоматизированная система управления войсками в масштабе крупного соединения. Многое что еще здесь было впервые, но обо всем по порядку.
Это было первое дивизионное учение 76-й ДШД, которое прошло в новой организационно-штатной структуре. В отличие от Сухопутных войск, в ВДВ остались дивизии, и переформирование их в бригады не планируется. Командующий ВДВ особо обратил внимание, что нет никакого противоречия состояния ВДВ в дивизионной структуре.
«Если в силах общего назначения основной единицей поля боя является бригада, то, в силу нашей мобильности, в Воздушно-десантных войсках основным подразделением является парашютно-десантный (десантно-штурмовой) батальон. По факту у нас та же трехуровневая система: батальон–полк–дивизия, но с учетом того, что ВДВ – средство вышестоящего начальника, то есть на ступень выше. Воздушно-десантные войска могут применяться как средства Верховного главнокомандующего, наши дивизии или бригада действуют в интересах оперативно-стратегического командования, полк – как средство оперативного командования армии, и батальон – как единица, действующая на направлении мотострелковой бригады», – пояснил Владимир Шаманов.
Командно-штабное учение как таковое не предусматривает маневров большого количества войск. На них в первую очередь осуществляется работа штабов соединения, воинских частей и подразделений, а принятые ими решения реализуют на практике войска обозначения. Так было и в этот раз, правда, для выполнения задач применялось большее количество людей, потому как попутно в ходе учения отрабатывались многие важные вопросы. Активная фаза учения началась десантированием более 700 военнослужащих и 14 объектов военной техники. Первыми борт Ил-76МД покинули группы специального назначения на управляемых парашютах «Арбалет». Эти новые парашюты в ходе снижения позволяют военнослужащему приземлиться на удалении до десяти километров от места выхода из самолета. Конечно, для их использования, что называется, «по полной» необходима большая высота десантирования. На учениях спецназовцы продемонстрировали преимущество этих парашютов, разделившись в воздухе на несколько групп, которые приземлились по периметру площадки приземления и взяли ее под контроль с целью безопасного десантирования основных сил. Приближаясь к земле, разведчики на специальных дополнительных парашютах сбрасывали с себя грузовые контейнеры со снаряжением и дополнительным боекомплектом. Ведь спецназовцы по несколько суток могут действовать в тылу противника и при этом обеспечиваться они будут только тем, что возьмут с собой. Поэтому наличие грузовых контейнеров, на которых можно десантировать до 40 килограмм, для них очень важно.
После того как площадка приземления была взята под контроль группами спецназа, самолеты десантировали 12 боевых машин десанта БМД-2, причем три из них– с экипажами внутри. Десантирование личного состава в боевой машине десанта именно второй модификации состоялось впервые! А вообще крайний раз подобное в ВДВ происходило семь лет назад. Нынешние экипажи стали 49, 50 и 51-м по счету, которые совершили прыжок внутри боевой машины. Десантирование людей внутри БМД осуществляется в специальных креслах «Казбек», которые используются в спускаемых аппаратах при возвращении космонавтов с орбиты Земли. Разница лишь в том, что для каждого космонавта подобное кресло изготавливается индивидуально, а здесь оно рассчитано на среднестатистического человека. После приземления экипаж, состоящий из двух человек, за считанные минуты может подготовить БМД к боевой работе. Пока механик-водитель сбрасывает парашютную систему с машины и готовит ходовую часть, наводчик-оператор в это время уже может вести огонь по противнику. В боевой обстановке, конечно, все машины десантируются с полным боекомплектом внутри, а на учении его заменили ящиками с песком, чтобы минимизировать опасность для людей, находящихся внутри БМД. Командующий ВДВ генерал-лейтенант Владимир Шаманов пояснил, что сегодня в Воздушно-десантных войсках основная боевая машины – это именно БМД-2. Поэтому экипажи десантировали в ней. Она принципиально отличается от своих предшественников тем, что имеет на вооружении 30-миллимитровую автоматическую пушку, с помощью которой способна уничтожать не только живую силу противника, но и воздушные цели. Основная задача десантников – минимизировать потери личного состава на площадке приземления, а выброска людей в технике позволяет в максимально короткие сроки начать атаку противника.
Как рассказал подполковник Александр Иванов, десантировавшийся в одной из БМД, экипажи были готовы к выполнению задачи уже через четыре минуты после приземления. Однако такой способ доставки десанта гораздо опаснее обычного.
«В боевой машине находишься в замкнутом пространстве и никак не можешь повлиять на то, что происходит с многокупольной системой, – рассказывает подполковник Иванов. – При прыжке на людском парашюте у тебя есть основной и запасной, при отказе одного можно воспользоваться другим, а здесь запасного уже нет».
Через короткое время после приземления три БМД-2 подъехали к вышке, где находилось руководство учения. Подполковник Александр Иванов доложил командующему ВДВ о выполнении поставленной задачи. Генерал-лейтенант Владимир Шаманов поздравил солдат и офицеров, вручил им наручные именные часы и тут же подписал представления о награждении военнослужащих орденами Мужества.
А в это время только лишь завершилось десантирование остального личного состава. Солдаты, пробираясь по пояс в снегу, старались найти именно свою БМД из девяти оставшихся на площадке приземления.
Тем временем группы спецназа отправляются дальше в тыл условного противника с целью сбора разведывательной информации и проведения диверсий. Они проводят засаду на колонну противника и захватывают у них различную технику: квадроциклы, снегоходы, автомобили иностранного производства. Теперь они могут использовать данную технику для выполнения своих дальнейших задач.
Образцы этой техники спецназовцам предоставили различные фирмы для апробирования их возможностей в боевых условиях. Однако одну из этих машин вряд ли найдешь в каталоге какого-либо завода. По первому взгляду она напоминает спортивный автомобиль «Багги», однако всю картину нарушает 12,7-мм НСВТ и вооруженные до зубов пассажиры. Этот автомобиль своими руками сделал подполковник Анатолий Лебедь. Его друзья спортсмены-автомобилисты помогли с чертежами, а дальше все сам. На создание ушло около года. На учениях, можно сказать, состоялась премьера разведывательно-дозорного автомобиля, как его сам называет подполковник Лебедь. Идея создания такой машины пришла именно в командировке, так как очень не хватает легкой маневренной техники. По словам Анатолия Лебедя, аналог подобного автомобиля трудно найти: он легкий по весу и может нести достаточно тяжелое вооружение. Машину трудно обнаружить, но даже если это случится, попасть по ней также будет нелегко за счет маневренности. Экипаж в зависимости от задачи может состоять из 3-5 человек, каждый из них принимает самостоятельное решение на открытие огня, и что самое главное, обеспечивается обзор вокруг на 360 градусов.
– А на вооружение такую машину можно будет принять? Начальство возражать не будет? – спрашиваю у подполковника Лебедя.
– Начальству главное, чтобы поставленная задача была выполнена, а как и чем мы это будем делать, это уже наше дело.
Финалом учения стало ведение оборонительного боя усиленного десантно-штурмового батальона. Особенностью данного этапа учения стало одновременное применение вооружения боевых машин десанта БМД-2 и БМД-4, а также поступивших на вооружение зенитных ракетных полков ВДВ зенитно-ракетных комплексов «Стрела 10». Завершил разгром условного противника дивизион новейших самоходных противотанковых пушек СПТП «Спрут-СД». Во время боя наведение артиллерийского вооружения осуществлялось с помощью беспилотных летательных аппаратов, а общее руководство стрельбами шло с применением автоматизированных систем управления. Конечно, наряду с мониторами «военных ноутбуков» у командиров всех степеней были развернуты и обычные бумажные карты. И, тем не менее, положено начало для развития нового для нашей армии цифрового управления войсками.
Если вам понравилась статья, не забудьте подписаться на канал и поставить лайк под этой записью, впереди вас ждет еще много всего интересного!
При перепечатке ссылка на материал статьи обязательна. Copyright © 2019 by MONOLITH digest. All right reserved.