Часто можно встретить истории про то, как актеры вживаются в роль, как они пытаются жить жизнью своего героя, чтобы понять его и убедительно показать зрителю.
Создание уникального книжного героя, тем более, требует глубокого погружения в его личность. Автор может наделить героя своими чертами, однако, возможна и обратная ситуация. В определённой степени жизни автора и героя переплетаются. Не всегда можно понять кто кем руководит в этом творческом процессе.
Так, например, в одном из интервью Рэй Брэдбери сказал
«Никогда не знаешь причин, по которым что-то делаешь. Я никогда не задумывался о своей работе. Откуда появляются рассказы и почему они развиваются так, а не иначе. Я просто этого не знаю. Всё это держится в секрете от меня.» (Интервью сайту BookSense.com. по поводу выхода романа «Из праха восставшие», осень 2001)
Ф.М. Достоевский, когда писал «Преступление и наказание», смотрел на Петербург глазами Родиона Раскольникова, пытался определить в какие трактиры и распивочные он заглядывал, по каким улицам бродил, в какой дом шёл с тяжелой мыслью об убийстве и ограблении.
«Теперь он был для Достоевского как бы живым, реальным человеком, за которым писатель наблюдал, - как он выходит из дому, как идёт к старухе , вон в тот дом, пожалуй. Знал уже даже, сколько ступеней на лестнице от каморки его героя до выхода и сколько шагов - наверняка ведь отмерял, и не раз, выхаживая свои замыслы, - поднимался и к «старухе», видел его глазами дом, и лестничные пролеты, и дверь, за которой все и должно произойти...». (Юрий Селезнёв «Достоевский» серия ЖЗЛ)
В дни работы над романом с Достоевским даже произошёл курьезный случай. Приехав в Москву, он поселился рядом с дачей своей сестры Веры. Там к нему был приставлен человек, который ночевал с ним в комнате на случай, если случится припадок. Но вскоре слуга отказался выполнять порученную ему обязанность. Выяснилось, что слуга стал подозревать Достоевского в убийстве, поскольку тот, вживаясь в своего героя, целыми ночами бродил по комнате, бредя об убийстве старухи, то отрицая свою вину, а то и признавая.
Чтобы написать «Степного волка», Герману Гессе потребовалось кардинально поменять свой образ жизни.
Гессе воспитывался в строгой религиозной семье. Для него были чужды чуть ли не ежедневные танцы, завершающиеся в объятиях новых и новых женщин. Однако Гарри Галлера он смог создать именно благодаря тому, что познал ночную жизнь с её развлечениями. Неизменным спутником Гессе в этот период его жизни был психоаналитик Ланг.
Гессе напишет Анне Бодмер:
«Мы едим в бистро «Ниедердорф», а потом идём ко мне или к нему, болтаем, пьём коньяк, в чем он настоящий виртуоз. Я также научился у него танцевать фокстрот и недавно первый раз ходил на костюмированный бал, где пробыл до полвосьмого утра: конечно я не блистал, но пойду опять туда в субботу. Я обратил внимание , как мудрый автор «Сиддхартхи» сжимает в объятиях маленьких женщин под звуки фокстрота...»
Кто кого вёл в этот момент? Внутренний волк Гессе рвался на свободу? Гарри Галлер искал воплощения в жизни? Или Гессе исследовал себя, все свои темные стороны, чтобы выплеснуть в творчестве? В данном случае все переплетено и, наверно, нет смысла распутывать.
************
Если понравилась статья, приглашаю поставить лайк и подписаться на канал❤️.