“Смейтесь на здоровье”, – врачи превратили эту фразу в серьезный медицинский термин. Опубликован доклад, в котором говорится о том, что смех может заменить лекарства и повысить иммунитет организма.
Если вспомнить, пользу смеха понимали еще древние. Юмор появился уже в наскальной живописи, в изображениях сцен охоты, и уже в античные времена были составлены первые сборники анекдотов. Многие могут рассмешить и сегодня:
Человек пришел к глупому врачу и жалуется: “Когда я просыпаюсь, я еще где-то полчаса брожу, как во сне”.
Врач: “Тогда я советую вам вставать на полчаса позже”.
Но уже тогда со смехом стали бороться разные серьезные люди. Платон заявлял, что в основе смеха лежат порок и глупость.
Когда Аристофана, автора знаменитых комедий, в 388 году до нашей эры обвинили в призывах к неповиновению властям, Платон выступил в качестве свидетеля и говорил о вредном воздействии шуток Аристофана на неокрепшие умы молодежи. Комические театры в Афинах были закрыты.
Философские трактаты против смеха затем творчески развили представители церкви. На Руси со смехом стали бороться практически с момента принятия христианства. Церковь и власть объявили войну скоморохам. В известном церковном документе середины XI века – “Поучении о казнях божиих” – в подробностях описывалась отвратительная сущность смеха: “Этими способами дьявол вводит в обман людей – трубами и скоморохами, гуслями и русалиями”.
Мрачные картины рисовали и различные стихотворения на сюжет Страшного Суда в церковной литературе:
Смехотворцы и глумотворцы изыдут в вечный плач.
Комуждо будет по делам его.
В западных церквях звучали такие же заявления. Священники вспоминали в проповедях Ефрема Сирина, известного богослова IV века, который писал: “Смех лишает человека блаженства, обещанного плачущим, вредит душе и растлевает тело”.
Другие цитировали Библию, Экклезиаста - "Лучше сетование, чем смех", "Подобен хрусту терновника под котлом смех нечестивца".
В ответ на такие заявления Франсуа Рабле придумал специальный термин агеластия - ненависть к смеху (от гр. agelast – αγελαστ - несмеющийся). И совсем по-другому обстояло дело на медицинском факультете, где учился Рабле. Там профессора писали специальные трактаты по смехолечению: больным советовали чаще смеяться. И сам Рабле создал одно из самых знаменитых пособий по смехолечению – свой роман "Гаргантюа и Пантагрюэль".
И вот сейчас те идеи средневековых медиков о смехотерапии обрели новые, строго научные очертания. В докладе говорится, что регулярный смех способствует укреплению сосудов и может уменьшать сердцебиение.