Найти тему

ФГОС: и кто его знает, чего он меняет

То, что мы видим на бумаге, не всегда соответствует реальности
То, что мы видим на бумаге, не всегда соответствует реальности

Вы знаете, что такое стандарт? Вот, к примеру, у меня в кабинете три окна и всего одна ручка. Потому что эта ручка подходит к каждому из окон. Потому что размеры у нее типовые, и других быть не может.

Если ручка к окну не подходит, это признак того, что это плохая ручка. Сделанная не по стандарту.

Я вот к чему об этом говорю. У нас часто ругают школу. Нет, я неправильно говорю. У нас ВСЕ ругают школу. Ее ругают родители, дети, и учителя тоже. Но должны же у нас быть какие-то критерии, по которым мы понимаем, что сегодня школа работает хорошо или, наоборот, плохо?

Да, есть. И есть такой документ - образовательный стандарт - ФГОС. Его легко найти, трудно прочитать и невозможно забыть впечатления. А все дело в том, что его текст завораживает. Предложения по 40 и более слов способны загипнотизировать и натренированного читателя. Что уж и говорить про обычных родителей, которые силятся понять, чему же и как должны обучать его ребенка.

Вообще-то прочитать его стоит. Там очень много хороших слов. Правильных слов. Очень воодушевляющих слов. Вот только воодушевление постепенно спадает, и закрадываются смутные сомнения.

Допустим, у нас теперь новый стандарт. И мы должны работать по-новому. Но, наверное у нас должны быть какие-то новые инструменты для работы? На моих учебниках уже с 2012 года красуются буквы ФГОС. Но никаких изменений в них нет. Только темы местами переставили, и в итоге то, что изучали раньше в 7-м передвинули в 6-й. Но сам материал слово в слово тот же самый.

Заметим, я не говорю, что учебники плохие - об этом разговор отдельный. Просто их содержание и форма изложения материала не изменились совершенно.

Ну хорошо, допустим, новый стандарт и не предполагает изменения содержания. Он предполагает изменить форму обучения. Но вот я читаю рекомендации по проведению уроков по этим учебникам. И там все хорошо, все вроде понятно, но опять же: в чем разница между тем, что было раньше и теперь? Несколько новых слов в определении целей урока, но сам урок строится все по той же привычной схеме. Да, да, я знаю, какие теперь есть новые требования. Но вот в этих планах уроков для учителей ничего нового нет! Ну по крайней мере по моему предмету.

Ладно, по книгам не получилось понять, что надо менять, попробуем понять это через курсы для учителей. За последние годы я прошла обучение уже на 4-х краткосрочных курсах по ФГОС. Но кто бы мне еще подсказал, о чем они были.

В основном там были все те же слова. Правильные слова. Очень воодушевляющие слова. О том, что ученик теперь должен быть активным и увлеченным. И нас учили, как вписывать эти новые слова в новые рабочие программы. Учили расшифровывать таинственные буквы "УУД".

Еще учили писать технологические карты уроков. Потом эти карты вроде как отменили. Хотя на самом деле и о том, чтобы их использовать, приказов не было. Вот интересно: три года подряд у нас проверяли обязательное наличие того, что по закону обязательным не было.

Теперь вот и УУД из рабочих программ убрали. И тоже без приказов как до, так и после.

Нет, на самом деле у нас много рекомендаций свыше. Но никакой информации о том, как эти рекомендации выполнить. Вот к примеру, ученики должны теперь сами ставить себе цели на уроках и сами даже угадывать тему урока. Ну ладно в начальной школе это даже интересно. Но вот так и представляю себе, как они на уроке в 9 классе пол-урока пытаются угадать, какие именно вопросы из экзаменов они сейчас будут разбирать.

Мне одной кажется, что тут что-то не так?
Мне одной кажется, что тут что-то не так?

Нигде не проработана четкая методика, как именно это делать. Есть только наработки отдельно взятых учителей. Благо теперь ради аттестации многие публикуют эти свои разработки на сайтах. И да, коллеги у нас с фантазией. Тут вам и ребусы, которые надо разгадать, чтобы узнать тему урока и другие прочие загадки. Смотрю вот и думаю. Начальству, конечно виднее, но что, эти ребусы-угадайки и в самом деле что-то изменят?

Кстати, об экзаменах. С появлением новых стандартов они фактически остались те же самые. Ну изменения есть, но крайне незначительные и как-то мало согласующиеся с новыми направлениями.

А еще стало много проверок. И штрафов. Видимо кто-то решил, что только так можно повысить нам зарплату: ввести систему штрафов.

Но вот чем дальше, тем больше закрадываются у меня сомнения. А знают ли сами те, кто нас проверяет, как все-таки надлежит исполнять все вот эти директивы? Нет, не создавать имитацию бурной деятельности, а именно исполнять по написанному? Ведь стандарт регламентирует главным образом результаты. Да и те можно толковать очень по-разному. А вот что именно и как нам делать, тут уже фантазии вышестоящих и контролирующих крайне разнообразны.