Найти в Дзене
Злата Алмазова

Почему происходят катастрофы и всегда ли у них только одна причина?

Катастрофы чаще всего случаются, когда в одном самолёте в одно время сходятся три проблемы. Если происходит один отказ - это усложнение полёта. Второй одновременный отказ приводит к серьёзному усложнению работы экипажа. А вот третий, даже мелкий отказ, типа перегоревшей сигнальной лампочки в дополнение к двум другим отказам, может привести к печальным последствиям - экипаж может не справится. Даже зная все инструкции, имея формально все возможности для предотвращения катастрофы. У экипажа "Суперджета" авиакомпании Аэрофлот проблем возникло много: 1. Попадание молнии выбило основной контур управления (но остался резервный); 2. Из-за молнии отказ основной радиосвязи, осталась аварийная радиостанция, но вроде и она работала с перебоями; 3. Экипаж не рискнул для выработки топлива крутиться около Москвы без радиосвязи и пошёл на срочную посадку с полными баками; 4. Резервная система управления (другие, упрощённые, возможно более резкие, законы управления) и большая, непривычная масса само

Катастрофы чаще всего случаются, когда в одном самолёте в одно время сходятся три проблемы.

Если происходит один отказ - это усложнение полёта. Второй одновременный отказ приводит к серьёзному усложнению работы экипажа.

А вот третий, даже мелкий отказ, типа перегоревшей сигнальной лампочки в дополнение к двум другим отказам, может привести к печальным последствиям - экипаж может не справится. Даже зная все инструкции, имея формально все возможности для предотвращения катастрофы.

У экипажа "Суперджета" авиакомпании Аэрофлот проблем возникло много:

1. Попадание молнии выбило основной контур управления (но остался резервный);

2. Из-за молнии отказ основной радиосвязи, осталась аварийная радиостанция, но вроде и она работала с перебоями;

3. Экипаж не рискнул для выработки топлива крутиться около Москвы без радиосвязи и пошёл на срочную посадку с полными баками;

4. Резервная система управления (другие, упрощённые, возможно более резкие, законы управления) и большая, непривычная масса самолёта на посадке (обычно садятся с полупустыми или пустыми баками);

5. Возможно, на борту были другие проблемы (с авионикой, индикацией или чем-то ещё).

Скорость должна была индицироваться по-любому, но её экипаж мог держать завышенной из-за резервного контура управления (на 10 узлов) и из-за повышенной массы.

Избыток скорости и резкость управления могли стать причиной "скоростного козла", а дальше вопрос его исправления в стрессовой ситуации.

Психофизиологические возможности лётчика, как и любого другого человека, ограничены: в единицу времени мы можем принять, обработать и отработать ограниченное количество сигналов извне, наши руки и ноги двигаются с конечной (а не бесконечно большой) скоростью.

Да, что-то тренируется и нарабатывается.

Безусловно, заслуженный лётчик-испытатель может больше, чем опытный командир - пилот гражданской авиации с большим налётом, который может больше, чем вчерашний выпускник лётного училища.

И конструкторы должны делать так, чтобы самолёт и кабина помогали преодолевать трудности, которых должно быть мало.

Весь опыт эксплуатации и расследований стараются учитывать, сводят его в Авиационные правила и проверяют при сертификации.

Это даёт результаты - количество погибших пассажиров на час полёта постоянно уменьшается уже полвека. И даже с учётом роста количества полётов абсолютное число катастроф уменьшается. Но нулевым оно не станет никогда - таковы законы природы и техники.