Найти тему
Душкин объяснит

Поддержка принятия решений

Мы продолжаем изучать всякие аспекты Искусственного Интеллекта, и сегодня я хочу рассказать вам про поддержку принятия решений, и я призываю вас внимательно читать, так как тема важная. Вспоминайте одно из прошлых занятий, где мы рассматривали экспертные системы. Сейчас эта тема нам понадобится, так как экспертные системы и системы поддержки принятия решений очень тесно связаны друг с другом.

Поддержка принятия решений — это процесс подготовки и обоснования вариантов решений лицам, принимающим решения в сложных условиях особенно при недостатке времени. Системы поддержки принятия решений требуются для быстрого, полного и объективного анализа предметной деятельности и выработки вариантов решений, предлагаемых ЛПР.

Сегодня системы поддержки принятия решений являются основным классом систем, в которых используются экспертные системы в качестве компонентов. С развитием аналитических методов и появлением новых математических формализмов для обработки больших объёмов данных, для поиска закономерностей, в том числе скрытых, экспертные системы получили второе дыхание, и сегодня они используются в большом количестве областей применений для снятия с аналитиков и руководителей рутинной работы по сбору и анализу больших массивов информации и подготовке и принятию решений.

-2

Общая структура систем поддержки принятия решений выглядит так, как показано на диаграмме выше. Давайте кратко рассмотрим все элементы, приведённые на схеме, за исключением экспертных систем, которые мы изучили ранее.

Во-первых, хранилище данных — это первичный элемент системы, в который собираются все данные об объекте управления или проблемной ситуации, относительно которых система осуществляет поддержку принятия решений. Как и в случае с экспертной системой в хранилище попадают данные как от пользователей, так и с различного рода датчиков, устройств и иных систем. В отличие от базы данных в хранилище осуществляется первичная обработка данных таким образом, чтобы потом их можно было эффективно использовать для анализа и визуализации. Происходит очистка и преобразование данных, а их хранение осуществляется в специальном формате, который позволяет быстро манипулировать ими. Всё это помогает двух другим компонентам системы — модулям статистического и интеллектуального анализа быстро обрабатывать огромные массивы информации.

Во-вторых, модуль статистического анализа предназначается для применения различных методов математической статистики и смежных дисциплин для анализа больших объёмов информации (статистических выборок), в частности, поиска корреляций и причинно-следственных связей, анализа трендов, определения статистических закономерностей и так далее. Большинство методов статистического анализа давно разработаны и апробированы, однако временами появляются новые, а потому важно, чтобы этот элемент системы был открытым для использования новых методов.

В-третьих, модуль интеллектуального анализа используется для проведения глубокого анализа больших объёмов данных методами, которые позволяют обнаруживать скрытые закономерности, нетривиальные и практически полезные интерпретации информации в данных. В первую очередь это методы технологии Data Mining, которую мы изучали на прошлом занятии. Этот модуль сам по себе реализует многие техники Искусственного Интеллекта, начиная от генетических алгоритмов и искусственных нейронных сетей до отдельных методов символьных вычислений. При этом в рамках интеллектуального анализа данных также могут проводиться и отдельные ветви статистического анализа, либо результаты такого анализа могут браться из соответствующего модуля.

В-четвёртых, модуль построения отчётности — фактически, центральный модуль, преобразующий результаты анализа и (или) выводы экспертной системы к виду, который доступен для лица, принимающего решения. Основная задача этого модуля — доступная и эффективная визуализация найденных закономерностей и знаний для руководителя, который на основании этой информации может принять взвешенное и оптимальное решение. В этом и заключается сама сущность поддержки принятия решений.

В-пятых, интерфейс аналитика — в процессе принятия решений и его поддержки важна роль аналитика, который готовит окончательный вариант решения или варианты альтернатив на основе того, что рекомендует система. Аналитик модифицирует процедуры извлечения и обработки информации из неструктурированных больших объёмов данных, он же проверяет окончательные результаты работы системы и её объяснения того, как она получила эти результаты. Поэтому для аналитика имеется интерфейс, при помощи которого он может взаимодействовать с системой. Он намного более богат на функциональность, нежели интерфейс руководителя.

И, наконец, в-шестых, интерфейс руководителя — лицо, принимающее решение, является главным пользователем систем поддержки принятия решений, поскольку именно для него и готовятся варианты решения с объяснениями так, чтобы этот ответственный руководитель выбрал итоговое решение и своей подписью придал ему официальный статус. Для этих целей в составе системы имеется специальный интерфейс с упрощённым набором функций, который позволяет руководителю получить варианты решений, увидеть их обоснования и либо принять один из вариантов, либо отправить все варианты на доработку, снабдив их дополнительными комментариями.

-3

Сегодня системы поддержки принятия решений используются во многих областях жизни. В первую очередь необходимо отметить, что они являются неотъемлемой частью деятельности различного рода штабов, действующих в условиях крайне ограниченного времени — при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, при очень быстро развивающихся событиях внешнего характера, при невозможности задействования людей при выполнении каких-либо работ. В этих случаях системы поддержки принятия решений используются в рамках так называемого ситуационного управления, когда такая система должна за крайне ограниченное время обработать большие объёмы динамической информации о развитии ситуации, над которой осуществляется управление, и выдавать лицам, принимающим решения, обоснованные прогнозы, планы и решения.

Но не только государственные службы, задействованные в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, используют системы поддержки принятия решений. Многие коммерческие компании используют системы этого класса для развития своего бизнеса. В первую очередь это относится к организациям, работающим в области телекоммуникационных технологий, розничной продажи, обслуживания массового клиента, банковской сфере. Системы поддержки принятия решений в этих областях находят различные скрытые закономерности в поведении клиентов, что позволяет организациям тонко настраивать тарифные политики или даже организовывать персонализированный маркетинг.

-4

Вообще, в будущем прогнозируется использование таких систем не только в связке с людьми, принимающими решения, но и автономно, когда сами искусственные интеллектуальные системы начинают самостоятельно принимать решение. Это позволит повысить скорость принятия решений, исключить человеческий фактор в критических областях, а также персонализировать подход к каждому конкретному человеку. И это ожидается не только в части маркетинга (персонализированные рекламные акции и продажи), но и в таких областях, как образование, здравоохранение, юриспруденция и многих других. Хотя, конечно же, остаются вопросы этического плана и ответственности за решение, ожидается, что эти вопросы будут решены, а уровень решений будет настолько качественным, что говорить об ответственности интеллектуальной системы не придётся.