автор - Ирина Акиньшина
О корсете можно рассказывать долго. Он – Король! Вековой победитель в женском гардеробе! Его корни идут из Древней Греции – в те далекие времена женщины широким поясом подвязывали талию, тем самым подчеркивая ее и приподнимая грудь. Бедные мужчины!
Все эти премудрости дожили и до наших дней. Тонкая талия и высокая грудь до сих пор в почете, а сильная половина находит этот предмет туалета очень соблазнительным и чарующим, и скорее даже не его, а женщину в таком убранстве. Этот генетический код заложен на весь период продолжения рода на земле, и как бы модельеры ни старались навязать женщине образ анорексичного мальчика-подростка, природа берет свое на радость долгожителю-корсету.
Начиная свое шествие с древней Греции и Крита в виде пояса из мягкой кожи или шерстяной ткани, корсет завоевал Рим, превратившись в предмет моды, и, подчеркивая социальные различия, просуществовал в таком виде до XII века.
В период раннего Средневековья (до первой половины ХI в.) на смену свободно драпированной греко-римской одежде появилась модная, обтягивающая тело одежда, исправляющая естественные недостатки фигуры, а не прикрывая их. Для этого употреблялись железные и деревянные бруски, вставленные в ватную подкладку одежды. Бруски располагались между грудными железами и тянулись сверху до нижней части живота. Корсет мог шнуроваться спереди, сбоку или сзади, но часто при расслаблении шнуровки эти бруски выпадали.
В Готический период корсет служил и мужчинам. Широкое распространение приобрели штаны и курточка (так называемый колет), играющие роль мужского корсета. Гладкий и жесткий, он имитировал твердость панциря и находился в родстве с военным костюмом, предназначенным для защиты пеших воинов. Долгое время корсет считался частью мужской одежды и изготовлялся из кожи или металла, закрывая все туловище от шеи до середины бедра. Женские готические корсеты со временем сменили корсеты из кожи, отделенные от платья, в которых для устойчивости и твердости применялись металлические и деревянные брусья. В боковые части корсета вставлялись шарниры, а по всему корпусу корсета делались круглые отверстия для доступа воздуха к телу. Когда корсет стягивали, края дырочек, врезаясь в тело, приносили ужасные мучения.
Испанский корсет был самым настоящим орудием пытки: светские дамы для достижения желаемой формы стягивали свою талию до 20–20,5 см в полуобхвате, тем самым вызывая заболевания внутренних органов, и часто падали в обморок. Для кого они так старались – не сложно догадаться. Но и этого было им недостаточно! Женщины еще более зако- вывались, к корсету добавляя вертлог – конструкцию из металлических прутьев, которые расходились на метр с каждой стороны, где и размещалась юбка.
Металлический корсет занимал прочное место в гардеробах модниц до конца ХVII века, но несмотря на все мучения, которое он приносил, корсет столетиями не выходил из моды на радость мужскому полу, а может быть, и благодаря ему.
В ХVIII веке корсеты стали изготавливать из ткани с применением гибкого китового уса. Он стал гораздо мягче и удобнее, шнуровался сзади или спереди. Назначение корсета свелось к созданию узкой талии, а когда он шнуровался спереди, шнуровка использовалась в качестве декоративного украшения. Это было время, когда женщины начали искать сочетание комфортности и сексуальной привлекательности.
Во время французской буржуазной революции (1789 г.) появилась новая одежда, в которой стали преобладать черты простоты и рациональности. На изменение моды в конце ХVIII века повлияло также увлечение античностью, что привело к упрощению покроя и отказу от широких юбок с кринолинами.
Идеалом нового стиля «ампир» стали греко-римские образцы, где корсет уменьшился до пояса под грудью, но не покинул навсегда гардероб женщин.
В 1810 году снова появились корсеты, охватывающие верхнюю и нижнюю части туловища, а к 1825 году линия талии в платье стала заметно опускаться, и к 1825 году она заняла свое естественное положение. Появились корсеты, дающие возможность женщинам создавать «осиные талии».
Мода в ХIХ веке менялась очень быстро. Каждый сезон корсет и юбка видоизменялись, меняя силуэт. В 60-х годах ХIХ века дань моде отдавалась кринолинам, достигшим к этому периоду огромных размеров. Потом кринолин любой формы стал считаться неудобным, и его заменили тюрнюром (сооружение сзади юбки, увеличивающий бедра в профиль в несколько раз и делающий походку, напоминающую походку утки). Корсет затягивали так сильно, что силуэт женщины в корсете напоминал букву S.
В течение всего ХIХ века, несмотря на то что женская одежда шилась на каркасе (кринолин, тюрнюр), уже велась настоящая война против ношения корсетов. Положение корсета покачнулось с развитием медицины, с усилением борьбы за равноправие женщин, за их участие в общественной жизни. Все чаще и чаще стали раздаваться голоса против корсета как вредного для здоровья. Первой выступила против общепринятого костюма 30-х годов ХIХ века французская писательница Жорж Санд.
Но настоящая борьба за реформу женского платья началась в конце 70-80х годов. Сторонниками реформ женского костюма были в большинстве своем немки и англичанки. В Англии даже возникло общество «Эстетическое движение», объединившее ряд деятелей английской куль- туры. Их основные положения сводились к следующему: «современный женский костюм противоестественен, так как он стягивает и деформирует тело, тогда как природа создала тело для свободы».
Но у корсета всегда была своя сильная сторона, где нельзя было не признать, что хороший корсет поддерживает внутренние органы не хуже медицинского бандажа. Кроме того, корсет всегда выгодно подчеркивает талию, спину и грудь, несколько сжимая бедра и живот, наконец, он давал возможность верхней одежде принимать силуэт в духе своего времени. Чем же можно было заменить такой полезный предмет женского туалета? Альтернативы не было!
В начале ХХ века покрой женской одежды резко упростился, а силуэт приобрел трубовидную форму, талия удлинилась. Корсет продолжали носить, но без особого прогиба в талии, вследствие чего исчезла крутизна бедер но, вместе с тем, сохранялся красивый изгиб спины – получились более естественные линии тела, общий вид которого стал мягче, удлиненнее и гармоничнее, чем при стянутой талии.
К 20-м годам ХХ века модельерами был создан прямой корсет, который получил широкое распространение. Модный силуэт одежды того времени требовал от корсета воспроизведение плоской формы, а прямой корсет деформировал грудь, поддерживая живот, слегка его поднимая и оставляя свободу и гибкость талии.
Время от времени корсет возвращается в коллекциях современных модельеров. Он верно служит и невестам в свадебном убранстве.
А женщины всегда готовы идти на любые жертвы ради мужчин!
Если вам понравилась статья, не забудьте подписаться на канал и поставить лайк под этой записью, впереди вас ждет еще много всего интересного!
При перепечатке ссылка на материал статьи обязательна. Copyright © 2019 by MONOLITH digest. All right reserved.