Русские воины во все времена сражались "За Бога, Царя и Отечество".
В ПРЕДДВЕРИИ ДНЯ ПОБЕДЫ СОТРУДНИКИ НОВОСИБИРСКОГО ИСТОРИЧЕСКОГО ПАРКА «РОССИЯ – МОЯ ИСТОРИЯ» И ПРЕДСТАВИТЕЛИ НОВОСИБИРСКОЙ ЕПАРХИИ ОРГАНИЗОВАЛИ ЭКСПОЗИЦИЮ, ПОСВЯЩЁННУЮ ИСТОРИИ РПЦ В ГОДЫ ВОЙНЫ И СИБИРСКИМ ВОИНАМ-СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛЯМ.
Директор исторического парка, кандидат исторических наук Алексей Пронин проводит по выставке экскурсию и по нашей просьбе делится личным. Двенадцатилетним школьником он участвовал в поисковых работах на местах боёв под Ленинградом. «Совсем нередкими были находки нательных крестиков, икон, складней», – говорит он. Но больше всего юношу потрясла другая находка – круглые очки-велосипед на проволочных дужках: «Это была настолько невоенная вещь…»
ТАК КТО ЖЕ СПАС МОСКВУ?
Среди экспонатов, которые впервые покинули стены древлехранилища Новосибирской епархии и переехали в парк «Россия – моя история», – список иконы Владимирской Божией матери. Той самой, которая упоминается в связи с воздушным крестным ходом вокруг Москвы в 1941 году.
Официальная советская история информации об этом не сохранила. Но будто бы по тайному приказу Сталина над городом, окружённым фашистами, пролетел самолёт с иконой на борту. Какая именно была икона – точно сказать невозможно. Молва приписывает честь спасения Москвы иконе Тихвинской Божией матери. Однако настойчиво упоминаются также Казанская и Владимирская иконы.
Копию той самой легендарной Владимирской иконы и нашли на чердаке старого дома на Алтае. Хозяева дома подарили реликвию батюшке, который пришёл освящать жилище. Так икона оказалась в церковном музее.
В этом музее хранятся личные вещи, боевые награды и документы воинов-сибиряков, среди которых было немало священников.
Пономарь собора святого Александра Невского Анатолий Михеев воевал и с немцами, и с японцами. Родился Анатолий Алексеевич в Кемеровской области. В 30-е годы его семью раскулачили и сослали в Нарымский край, село Каргасок (ныне Томская область).
В 1943 году шестнадцатилетний Анатолий пишет заявление в военкомат с просьбой направить его на фронт. Противотанковый артиллерийский дивизион, в который попадает паренёк из Сибири, воюет в Прибалтике. 9 апреля 1945 года, когда Восточно-Прусская операция была завершена, артиллеристов грузят в эшелон. Солдаты думают, что их везут ближе к Берлину. Но едут долго. Когда в одну из ночей переехали Урал, Анатолий первый понял и сказал товарищам, что поезд идёт в Сибирь. Значит, воевать предстояло с японцами.
Бои шли в степях Маньчжурии. Водоёмов там нет, а немногочисленные колодцы были отравлены. Солдатам приходилось совершать стокилометровые марш-броски по пескам. Анатолий Алексеевич вспоминал, что японцы воевали более отчаянно, чем немцы.
После войны Анатолий Михеев продолжил службу в армии, сначала на станции Даурия, затем в Омске, откуда и переехал в Новосибирск.
Все эти годы Анатолий Алексеевич верил в Бога и тайно ходил в церковь. Живя в Новосибирске, молился в Вознесенском кафедральном соборе. А после реконструкции храма Александра Невского до своей кончины нёс послушание старшего пономаря в этом храме.
Будущий протоиерей Алексий Осипов в 1942 году окончил десятый класс. Выпускные экзамены в их школе, находящейся в прифронтовой полосе (город Камышин Саратовской губернии), отменили. Немцы рвались к Сталинграду, и всех парней со школьной скамьи призвали на фронт.
3 февраля 1943 года в бою под Ростовом 19-летний солдат получил два ранения и потерял ногу.
В 1945 году молодой инвалид войны окончил Сталинградский учительский институт и поступил в аспирантуру, но был исключён за то, что читал на клиросе. После этого Алексей Осипов поступил в духовную семинарию и по приглашению митрополита Новосибирского и Барнаульского Варфоломея приехал служить в Новосибирск.
ДОРОГА ЖИЗНИ – ДОРОГА К ХРАМУ
Протоиерей Александр Смолкин – тоже участник Великой Отечественной войны. Родился на Алтае. В 17 лет, в 1943 году, Александр Смолкин ушёл на фронт. В начале 1944 года Смолкин получил тяжёлое ранение, попал в госпиталь, где пробыл несколько месяцев. После выздоровления Александр вернулся в строй и продолжил воевать. Войну закончил в Германии.
Среди его боевых наград – не только медали за взятие Будапешта и Вены, польская награда «Победа и Свобода», но и очень почётная медаль «За отвагу».
Эта медаль нашла своего героя через 50 лет после войны. К ней отец Александр был представлен за мужество в том бою, когда получил ранение.
Многие фронтовики пришли к Богу и стали священниками во время войны или после Победы. Архимандрит Макарий Реморов (в крещении Игорь) происходил из древнего священнического рода. В 20–30 годы он, как многие священнослужители, подвергся гонениям. В родном селе Сядемка Тамбовской губернии молодого священника арестовали и приговорили к расстрелу. Позже расстрел заменили ссылкой в Сибирь.
В 1930 году священник Игорь Реморов приехал в Бийск. На Алтае уже были арестованы десятки священников, во многих храмах богослужение не велось. В первый же день по прибытии в Бийск отец Игорь встретился с человеком, оказавшимся старостой Казанской церкви села Грязнухинского (ныне село Советское Советского района). Староста сразу же определил, что перед ним священник, и стал просить отца Игоря поехать к ним и служить в сельском храме. Несмотря на смертельную опасность, отец Игорь согласился.
В июле 1941 года Игоря Реморова призвали на фронт, в инженерно-сапёрный батальон. До 1944 года его часть обеспечивала «Дорогу жизни» через Ладогу. Священник Игорь Реморов закончил войну в Восточной Пруссии в Кёнигсберге.