Найти тему
Бескомпромиссный

Кто такой Тарас Бульба на самом деле

Изображение взято из интернета
Изображение взято из интернета

Как уже говорилось в предыдущей статье, Гоголь работал со сборником Платона Акимовича «Малороссийские и червонорусские думы и песни», создавая вторую редакцию «Тараса Бульбы». Платон Акимович старался собирать песни по возможности у более старшего поколения, стараясь тем самым, быть как можно ближе к истокам.

Казаки в «Тарасе Бульбе» народ удалой и храбрый. В думах они всегда являются символом вольной жизни. Запорожцы – доблестные воины, они храбры, преданы своей родине и верны товарищам. Читаем у Гоголя:

«И все продолжали палить козаки из пищалей, ни на минуту не давая промежутка. Сам иноземный инженер подивился такой, никогда им не виданной тактике, сказавши тут же, при всех: "Вот бравые молодцы-запорожцы! Вот как нужно биться и другим в других землях!"»

Главным героем повести является Тарас Бульба – старый казачий полковник, герой упёртый, справедливый, решительный, целеустремлённый, неотступный, с твёрдым характером. Подтверждением тому может служить его отношение к жене, детям, а так же действия и поступки в сражениях. Он не предаст своей родины ни при каких условиях, он живёт и дышит своим долгом защищать родную землю и её традиции, он пропитан насквозь духом казачества. Это сильный духом и крепкий телом человек, один из самых храбрых персонажей в русской литературе.

«Это был один из тех характеров, которые могли возникнуть только в тяжелый ХV век на полукочующем углу Европы, когда вся южная первобытная Россия, оставленная своими князьями, была опустошена, выжжена дотла неукротимыми набегами монгольских хищников; когда, лишившись дома и кровли, стал здесь отважен человек; когда на пожарищах, в виду грозных соседей и вечной опасности, селился он и привыкал глядеть им прямо в очи, разучившись знать, существует ли какая боязнь на свете; когда бранным пламенем объялся древле мирный славянский дух и завелось козачество - широкая, разгульная замашка русской природы, - и когда все поречья, перевозы, прибрежные пологие и удобные места усеялись козаками, которым и счету никто не ведал, и смелые товарищи их были вправе отвечать султану, пожелавшему знать о числе их: "Кто их знает! у нас их раскидано по всему степу: что байрак, то козак" (что маленький пригорок, там уж и козак). Это было, точно, необыкновенное явленье русской силы: его вышибло из народной груди огниво бед».

Откуда берутся такие черты характера у Тараса? В сборнике Платона Лукашевича мы находим думу о Нечае – она и становится основой для создания данного образа. В казачьем историческом словаре-справочнике Г.В.Губарева:

«Данило Нечай – сподвижник Богдана Хмельницкого, полковник Брацлавского Запорожского полка; убит в бою с поляками в 1649 г».

Исторический словарь:

«Нечай - есаул малороссийских казаков, один из выдающихся соратников малороссийского гетмана Федора Богданова. В 1675 г. Нечай с 5000 запорожцев осадил Кафу и помогал гетману в опустошении берегов Азиатской и Европейской Турции; в 1676 г., с 3000 запорожцев, вторично ходил в Черное море против татар и турок».

Большая Советская энциклопедия:

«Нечай Данила [г. рождения неизвестен — умер 20.2(2.3).1651], герой освободительной войны украинского народа против гнёта шляхетской Польши в 1648—54, ближайший сподвижник Б. Хмельницкого, брацлавский полковник. Н. был противником компромиссного Зборовского договора 1649 (См. Зборовский договор 1649). В 1649—50 возглавил крупное восстание против польской шляхты. Погиб в бою с польским войском в местечке Красное (Подолия)».

Полковник Нечай был против мирного договора с Польшей и, возглавив казаков, пошёл на врага. В сборнике Платона Акимовича ("Малороссийские и червонорусские думы и песни") о Нечае рассказывается то, как он покидает торжество, ради борьбы и сопротивления:

-2
-3

Тарас Бульба как и полковник Нечай борется с поляками. Он не верит сладким речам польского гетмана. Он твёрд и силен духом, сильно и казачье войско.

« Отыскался след Тарасов…В летописных страницах изображено подробно, как бежали польские гарнизоны из освобождаемых городов; как были перевешаны бессовестные арендаторы-жиды; как слаб был коронный гетьман Николай Потоцкий с многочисленною своею армиею против этой непреодолимой силы; как, разбитый, преследуемый, перетопил он в небольшой речке лучшую часть своего войска; как облегли его в небольшом местечке Полонном грозные козацкие полки и как, приведенный в крайность, польский гетьман клятвенно обещал полное удовлетворение во всем со стороны короля и государственных чинов и возвращение всех прежних прав и преимуществ. Но не такие были козаки, чтобы поддаться на то: знали они уже, что такое польская клятва».

И Нечай, и Тарас Бульба отважно бьются с поляками.

Нечай (Лукашевич П.А. Малороссийские и червонорусские думы и песни):

-4

Тарас Бульба:

«Эх, Остап, Остап!.. - кричал Тарас, пробиваясь к нему, рубя в капусту встречных и поперечных».

Но в один момент врагам всё же удаётся поймать их. В сборнике Лукашевича читаем:

У Гоголя:

«И пробились было уже козаки, и, может быть, еще раз послужили бы им верно быстрые кони, как вдруг среди самого бегу остановился Тарас и вскрикнул: "Стой! Выпала люлька с табаком; не хочу, чтобы и люлька досталась вражьим ляхам!" И нагнулся старый атаман и стал отыскивать в траве свою люльку с табаком, неотлучную сопутницу на морях, и на суше, и в походах, и дома. А тем временем набежала вдруг ватага и схватила его под могучие плечи. Двинулся было он всеми членами, но уже не посыпались на землю, как бывало прежде, схватившие его гайдуки. "Эх, старость, старость!" - сказал он, и заплакал дебелый старый козак. Но не старость была виною: сила одолела силу. Мало не тридцать человек повисло у него по рукам и по ногам».

Другая дума отсылает нас к следующему герою – Мосий Шило. История о том, как он попал в плен к туркам, вошёл в доверие, взял ключи и спас своих товарищей, появилась на основе думы о Самойле Кишке.

Самойло Кишка (Кошка) - малороссийский казачий кошевой, гетман Запорожского Войска
Яворницкий Д.И. История запорожских казаков

Находясь в плену, Кишка заводит разговор с ключником Бутурлаком. Лях сильно напился, а Самойло выливал спиртное и не опьянел. На предложение Бутурлака поменять веру, Самойло ответил (Лукашевич П.А. Малороссийские и червонорусские думы и песни):

-6

Когда Бутурлак уснул, казак забрал у него ключи и освободил товарищей:

-7

Казаки разгромили турецкий корабль и поплыли на нём на родину, но свои же казаки, на одном из островов, не сразу признав их, начали огонь. Кишка хранил хоругвь, которая в этот момент спасла их, так как сторожевые казаки сразу поняли, что это свои:

-8

После Кишка ушёл в монастырь и был там до конца своих дней.

У Гоголя же история Мосия Шила описана следующим образом:

«А вот есть же!» — сказал и выступил вперед Мосий Шило. Сильный был он козак, не раз атаманствовал на море и много натерпелся всяких бед. Схватили их турки у самого Трапезонта и всех забрали невольниками на галеры, взяли их по рукам и ногам в железные цепи, не давали по целым неделям пшена и поили противной морской водою. Все выносили и вытерпели бедные невольники, лишь бы не переменять православной веры. Не вытерпел атаман Мосий Шило, истоптал ногами святой закон, скверною чалмой обвил грешную голову, вошел в доверенность к паше, стал ключником на корабле и старшим над всеми невольниками. Много опечалились оттого бедные невольники, ибо знали, что если свой продаст веру и пристанет к угнетателям, то тяжелей и горше быть под его рукой, чем под всяким другим нехристом. Так и сбылось. Всех посадил Мосий Шило в новые цепи по три в ряд, прикрутил им до самых белых костей жестокие веревки; всех перебил по шеям, угощая подзатыльниками. И когда турки, обрадовавшись, что достали себе такого слугу, стали пировать и, позабыв закон свой, все перепились, он принес все шестьдесят четыре ключа и роздал невольникам, чтобы отмыкали себя, бросали бы цепи и кандалы в море, а брали бы наместо того сабли да рубили турков. Много тогда набрали козаки добычи и воротились со славою в отчизну, и долго бандуристы прославляли Мосия Шила».

Мы видим, что момент, где казаки спасаются благодаря случаю, Гоголь заменил на спасение, благодаря смелости и находчивости Шила. Отсутствует тема преданности своей вере, а также отсутствует сцена с хоругвью и уход Самойла в монастырь. В «Тарасе Бульбе» Шило остаётся казаком и погибает в бою с поляками.

Таким образом, из вышеприведённых доказательств видно, что Гоголь в своём произведении заимствовал из дум не только сюжетные мотивы, но и целые эпизоды, что только лишь обогащает идейно-художественное содержание повести. Николай Васильевич очень подробно исследовал материал сборника Лукашевича, прочувствовавший их сущность. Благодаря новым образам казаков, в отличие от первой редакции, Гоголь ещё более полно создаёт образ казачества того времени, образ Малороссии, создавая народно-героическую эпопею.

Спасибо за просмотр! Ставьте лайки. Жду вас на моём канале!