Найти тему
80,1K подписчиков

Александр-3. После Победы

1,2K прочитали

НАЧАЛО

Оставив Нюру с двухлетней дочкой и только что родившимся сыном, он уехал отбывать наказание в Приморку, посёлок на берегу Азовского моря, находящийся между Ростовом и Таганрогом. Это было не очень далеко от Большой Крепки и Нюра, в сопровождении тринадцатилетнего племянника часто навещала мужа там.

Александр, июнь 1945г. Из семейного архива автора
Александр, июнь 1945г. Из семейного архива автора

А вообще, что бы и делала Нюра без племянников Вовика и Валентина? Дочка была почти полностью на них. Не смотря на маленьких детей, Нюра должна была отработать необходимое количество трудодней в колхозе. И с этим шутить нельзя. Её уже судили, когда на первом году жизни дочка заболела воспалением лёгких и Нюра, в связи с этим, не выработала необходимое количество трудодней. Простили на первый раз, но предупредили, что в следующий раз последует наказание. Приходилось и одну малышку оставлять дома.

А однажды чуть было не случилась беда. Положив четырёхмесячную Аллу на кровать и обложив подушками, Нюра пошла на работу. Алла каким-то образом с кровати сползла, и оказалась под подушками, упавшими на неё. Её плач услышал проходивший мимо мужчина, прислушался, и когда уже послышались хрипы, он вбежал в дом. Никаких замков тогда не было. После этого случая, рядом с малышкой всегда был Валентин.

Анна, жена Александра с сыном Виктором. Из семейного архива
Анна, жена Александра с сыном Виктором. Из семейного архива

Когда Нюся, старшая Нюрина сестра вышла замуж и перешла жить в семью мужа, Нюра с детьми переселилась к маме, которая жила в маленькой хатке-землянке с двумя внуками – детьми её покойной старшей дочери Паши, муж которой не вернулся с фронта. Туда же после отсидки и Санько вернулся.

А во время его отсидки приезжала Зоя с сыном. Дома была только Ефросиния с детьми Вовиком, Валентином, Аллой и только родившимся Витей. Ещё и Нюсина дочка Валя пришла. Так что, детей была полная хата. Ефросиния, хоть и не любила своего зятя Санька, к приехавшей гостье отнеслась с пониманием, усадила за стол, накормила. Та рассказала, что осталась одна с сыном, мужа Захара отправили на уборку куда-то в другую область, а он оттуда не вернулся. Мужики, с которыми он ездил, сказали, что женщину там встретил и сошёлся с ней.

- А что же ты хотела? Ты же тоже плохо поступила, не дождавшись Санька. Вот и наказание получила. Так всегда бывает. На все наши нехорошие поступки есть ответ. Что заработал, то и получил, - сказала Ефросиния, - А что же ты сейчас хочешь? Санька назад получить? Так у него семья, жена и двое детей. Так что, ты эту надежду брось, и не мешай людям.

- Тогда я оставлю нашего сына, пусть Володька с вами поживёт. Отец же он, и должен о сыне беспокоиться. А у меня никого нет, кто бы помог. Одна я. А его кормить надо, одевать.

- Хочешь дитё оставить, оставляй раз сможешь, - ответила Ефросиния, - Вон у нас их сколько.

Не думала Ефросиния, что Зоя действительно оставит сына. А она оставила. Рано утром проснулась и засобиралась уходить. Володька спал ещё. Ефросиния ахнула, увидев её выходящей со двора.

- Неужели и правда оставишь? – спросила.

- Я ненадолго. Съезжу поищу Захара, а потом вернусь за Володькой.

Вернулась она через две недели.

- Съездила туда, а Захара не нашла, - сообщила, - Там сказали, что женщина та с которой сошёлся он не местная была, а повариха, которую прислали туда работать неизвестно из каких мест. Не найду его. Не знаю куда ехать за ним, да и денег на дорогу нет.

Провожая её с Володькой, Ефросиния собрала продуктов разных, положила их в сделанную Нюрой новую кошёлку и передала Зое. Вечером вернувшись с работы, Нюра готовила себе на работу на завтра сумку с едой и не нашла творог, а от большого куска сала остался совсем маленький кусочек.

- Мама, вы весь творог отдали ей и почти всё сало? – спросила.

- Та, что ж я, нужду не знала, что ли? – ответила Ефросиния, - Отдала. Ничего, перебьёмся как-нибудь, корова есть, голодными не будем.

Вернувшись из Приморки и узнав о приезде Зои с сыном, Санько решил навестить их. Нюра с волнением наблюдала за сборами, а Ефросиния сказала: «Вот поедет, и с концами…» - но продукты для Володьки приготовила, передала. Специально и пирожков напекла и хлеба свежего.

Но волнения Нюры были напрасны. Санько не мог её оставить, да ещё и с их детьми. Оставаться у Зои он не собирался. Вернулся дня через три. А вскоре у них с Нюрой и ещё сын родился. Теперь у них трое: дочка и два сына.

Анна с детьми
Анна с детьми

Работал Санько в колхозе механизатором, во время уборки – комбайнёром, в остальное время - трактористом. Свой трактор он собирал сам, выкрасил его в голубой цвет и назвал «Голубой Дунай» Это было его творчество, и он любил свой Голубой Дунай, не позволяя на нём работать никому. Лучше быть без отдыха, чем допустить, чтобы кто-то работал на его тракторе.

А ещё его творчеством были придуманные им сказки и смешные рассказы, которыми баловал он свою детвору, а те пересказывали их своим друзьям. Как-то он даже записал одну сказку и отправил её в издательство. Долго не было ответа, а потом, всё же, пришёл. Написали, что на эту сказку его авторство не установлено, что это народная сказка. Скорей всего, сказку никто и не читал. Писал Санько похлеще, чем курица лапой, и потому, его надо было не читать, а расшифровывать. Да и грамотей был Санько ещё тот. Ошибок делал множество. Издательство решило отписаться, не читая. А сказка эта, как и многие другие передаётся детьми Александра из уст в уста.

Продолжение

© Copyright: Алевтина Крепинская, 2016 Свидетельство о публикации №216042100512