В 1960-х годах США активно запускали аэростаты-шпионы, дрейфующие над советской территорией на высоте до 40 км. Благодаря восточным ветрам они могли перемещаться по всему СССР и по сигналу изменять высоту полёта.
Основным средством борьбы с разведчиками этого класса были ракеты воздушного и наземного базирования. Однако их себестоимость была гораздо выше, чем у аэростатов, поэтому их использование было нерациональным. В 1970 году началась разработка высотного перехватчика «М-17», вооружённого авиационной пушкой.
Одноместный самолёт длиной около 22 м и с размахом крыльев в 40 м обладал массой около 14 тонн. Он мог взять до 5 тонн полезной нагрузки. На перехватчик устанавливалась одна турбореактивная установка «РД-36-51В», обладающая тягой в 6 тонн.
Самолёт был способен к полёту на высотах до 20 км при скорости в 750 км/ч; дальность полёта 1300 км. «М-17» обладал невероятным аэродинамическим качеством — 30 (самолёт, находящийся на высоте в 1 км с выключенным двигателем, мог пролететь 30 километров). На аппарат была установлена 23-мм пушка, предназначенная для ликвидации американских аэростатов
Первый опытный экземпляр совершил плановую наземную рулёжку на аэродроме в 1978 году. Когда время, отведённое на испытания, закончилось, пилот самовольно решил провести вторую рулёжку. Но на ВПП выехал автобус, водитель которого не знал о намерениях пилота, и неподготовленный к взлёту самолёт принудительно поднялся в воздух, после чего потерпел крушение.
Через четыре года следующий экспериментальный образец «М-17», пилотируемый Э. Чельцовым, был впервые успешно протестирован в полёте. В 1990 году аппарат побил более двух десятков мировых рекордов в своём классе. В этом же году был изготовлен третий экземпляр, однако в связи с затянувшейся разработкой проект потерял актуальность и был закрыт. Сейчас «М-17» находится в монинском музее ВВС.