Найти в Дзене
VIKENT.RU

Наставник-профессионал творческой личности в юности и критерии творческой деятельности

Данная статья относится к Категории: Встреча Наставника-профессионала

Если встреча Наставника-1 более характерна для периода детства, то для встречи в юности оптимально, если Наставник-2 поможет сформировать высокие критерии / эталоны человеческой и творческой деятельности.

1. Photo by Alexey Ruban on Unsplash
1. Photo by Alexey Ruban on Unsplash

«На раннем этапе развития ребёнка, по мнению исследователей Г. С. Альтшуллера и И. М. Вёрткина, Чудо обладает, как минимум, двумя качествами:

1. Необычностью на фоне привычной среды.

2. Не «игрушечностью», а «всамделишностью».

Поясним. Здесь важно воздействовать на ребёнка не на привычно-информационном уровне, а вызывать эмоционально-физиологическое потрясение, аффект. Именно этому, к сожалению, способствуют трагические или драматические события, запреты, и, к счастью, - нерешённые проблемы, возможность уединиться, «выпасть» из текучки будней. Авторы работы не исключают, что «встреча с Чудом» ведёт к формированию доминантного очага у будущей творческой личности. Как показал академик
А. А. Ухтомский, подобный стойкий очаг, способен «самоподпитываться» впечатлениями внешней среды, формировать поведение человека в соответствии с доминантой. «Как общая формула, доминанта говорит лишь то, что из самых умных вещей глупец извлечёт повод для продолжения глупостей и из самых неблагоприятных условий умный извлечет умное». […]

В дополнение к двум названным качествам, событие-Чудо должно:

3. Обладать близостью к границе познания и/или общепринятым пределам человеческих способностей.

4. Обладать близостью к индивидуальным наклонностям ребёнка, подростка.

5. Быть системно связано с предыдущими и последующими Чудо-событиями жизни»

Березина В. Г., Викентьев И.Л., Модестов С.Ю., Детство творческой личности: Встреча с Чудом. Наставники. Достойная цель, СПб, «Издательство Буковского» , 1995 г., с.26.

2. Игорь Леонардович Викентьев
2. Игорь Леонардович Викентьев

И.Л. Викентьевым выявлено несколько десятков механизмов, встречающихся в детстве выдающихся людей. Перечислим несколько из них:
- Яркое, позитивное и запоминающееся событие

- Знакомство с иной средой, нарушением традиций

- Ограничение внешних воздействий и реакций детей

- Знакомство с красивым, неожиданным решением…

- Самостоятельное успешное решение неочевидной задачи…

- Ранее освоение профессиональных технических приёмов

- Привлечение и удержание внимания к себе любой ценой

3. Генрих Саулович Альтшуллер
3. Генрих Саулович Альтшуллер

По мнению Г.С. Альтшуллера, для этого периода хорошо, если будущая творческая личность выберет независимую цель (то есть, не навязанную ей Внешними обстоятельствами).

Обычно встреча с Наставниками-1,2
полуслучайна, если родители творческой личности не проявляют должной активности. Но, поскольку творческая личность растёт, получает первые результаты, выбирает цели, то на следующем этапе возможен активный поиск / выбор своих Учителей-наставников…

Если публикация Вас заинтересовала - поставьте лайк или напишите об этом комментарий внизу страницы.

Источник

Изображения в статье:

1 Photo by Alexey Ruban on Unsplash,

2. Изображение с Instagram-канала VIKENT.RU,

3. Изображение с сайта altshuller.ru