Найти тему
VIKENT.RU

Выработка техники исполнителя по Г.М. Когану

Данная статья относится к Категории: Встреча Наставника-профессионала

1. Photo by Clark Young on Unsplash
1. Photo by Clark Young on Unsplash

Г.М. Коган считает принципиальным «не высиживание» ученика за инструментом, а наличие:
- качественной обратной связи (самооценки);
- осознания сверхзадачи исполнения:


«Начнём с уточнения самого предмета разговора. Что такое техника? Некоторые понимают под этим только быстроту, точность, отчётливость, силу игры, то есть то, что в старину именовалось «механикой» исполнительства. Я же имею в виду технику в широком смысле слова, включая технику звукоизвлечения (владение различными градациями туше), технику интонирования и фразировки (владение различными штрихами, расчленяющим и объединяющим «дыханием» руки) и т.д. и т.п., то есть, говоря короче, всю совокупность приёмов и средств, необходимых для воплощения художественных намерений исполнителя.
С этой точки зрения мастерство измеряется не уровнем беглости, а степенью соответствия, гармонии между «хочу» и «могу».

2. Photo by Priscilla Du Preez on Unsplash
2. Photo by Priscilla Du Preez on Unsplash

Конечно, хороший педагог учит всему этому своих учеников, учит их технике как в узком, так и в широком смысле слова. Но как бы хорошо он их этому ни учил, какие бы великолепные приёмы ни показывал в классе, - одними этими уроками техники ни у кого не выработаешь; необходима ещё усердная и длительная работа самого ученика между уроками, вне класса, дома. Собственная, домашняя работа - главное, основное в деле выработки техники; без такой работы приобрести технику нельзя, будь педагог хоть семи пядей во лбу.

Естественно поэтому, что все хорошие преподаватели спокон веку придавали и придают громадное значение тому, как протекает домашняя работа воспитуемого. Здесь всё важно: и сколько он сидит за роялем, достаточно ли, не ленится ли, и как работает (умело или неумело), каков, так сказать, коэффициент полезного действия его домашних занятий. Ведь можно трудиться и много, да неумело, так что большая часть проводимых за инструментом часов будет уходить впустую, а то и во вред делу. Именно поэтому Куперен, например, занимаясь со своими подопечными у них на дому, на первых порах, уходя, запирал инструмент до следующего урока из опасения, что, занимаясь сам, без контроля учителя ученик по неумению только испортит показанное на уроке; лишь после ряда встреч, научив ученика, как следует заниматься, Куперен разрешал ему делать это самостоятельно, в своё отсутствие. Из этих же соображений Лешетицкий в Вене строил маршруты своих прогулок применительно к местам проживания своих учеников и подолгу стоял под домом каждого из них, вслушиваясь, проверяя, как тот занимается.

3. Photo by yousef alfuhigi on Unsplash
3. Photo by yousef alfuhigi on Unsplash

И действительно, длительный опыт, многолетние наблюдения привели меня к убеждению, что очень многие из обучающихся, быть может даже большая их часть, не умеют толково заниматься, не знают как это делается. Одни просто-напросто много раз проигрывают разучиваемые произведения или фрагменты из них; другие «зубрят» пьесу или трудный кусок медленно, на forte, высоко поднимая пальцы, иногда с различными акцентами или «ритмическими вариантами»; третьи тратят уйму времени на всевозможные «выстукивания», бесконечные этюды и упражнения с применением всякого рода искусственных движений и т.д., и т.п. Эффективность подобных занятий находится в резком несоответствии с количеством затрачиваемого труда; их КПД весьма низок.

К сожалению, большая часть педагогов, видимо, недооценивают эту сторону дела, в результате чего многое хорошее, сеямое ими в классе, не даёт должных всходов в домашней работе. Думается, преподавателям следовало бы, по примеру Куперена и Лешетицкого, учить своих воспитанников не только - и даже, может быть, не столько - приёмам игры, сколько приёмам домашней работы, тому, как следует заниматься самому на инструменте. «Прежде чем учиться, - говорил ученикам профессор Л.В. Николаев, - надо выучиться учиться». «Хотелось бы надеяться, что учителя будут когда-нибудь уделять вопросу «как ученики учат» не меньше внимания, чем сейчас они уделяют вопросу «что ученики учат».

4. Photo by Tadas Mikuckis on Unsplash
4. Photo by Tadas Mikuckis on Unsplash

В конце концов, ведь технику можно вырабатывать только самому; самые лучшие указания учителя по части аппликатуры и движений имеют только наводящий характер, требуют обязательно приспособительной работы применительно к физической и психической индивидуальности учащегося. Эта приспособительная работа и есть главное (по части техники), чем должен заниматься всякий вообще исполнитель; результатом её явится прочный контакт между внутренним слухом и двигательным аппаратом играющего, сведение к минимуму (в идеале - к нулю) «зазора» между его «хочу» и «могу», абсолютная и мгновенная послушность рук его «звукотворческой воле». Этому и должен раньше всего научить ученика педагог.

Источник - портал VIKENT.RU

Если публикация Вас заинтересовала - поставьте лайк или напишите об этом комментарий внизу страницы

Изображения

1. Photo by Clark Young on Unsplash,

2. Photo by Priscilla Du Preez on Unsplash,

3. Photo by yousef alfuhigi on Unsplash,

4. Photo by Tadas Mikuckis on Unsplash