После распада СССР прошел достаточно длительный срок, превышающий четверть века. Фактически на постсоветском пространстве сменилось целое поколение, воспитанное уже совсем на иных принципах относительно пропагандировавшихся в союзе. И что же мы имеем сейчас, когда огромная страна распалась на 15 независимых государств.
В качестве основного правопреемника СССР выступила Российская Федерация, имевшая на момент распада наиболее мощную экономику в регионе. Выполняя это обязательство, Россия взяла на себя все долги Советского союза, вместе с тем переместив на свою территорию все ядерное оружие, располагавшееся в бывших союзных республиках.
Казалось бы, имея столь колоссальные ресурсы для развития, Россия сможет совершить экономический скачок, в особенности в том момент, когда с Москвы снималась обязанность спонсировать отстающие в развитии регионы. Но, как показала история, переход от одного уклада экономики к другому стал для нашей страны величайшей катастрофой, сравнимой по масштабам потерь среди населения с мировыми войнами.
Но самым интересным является тот факт, что бывшие советские республики, которые фактически были зависимы от Москвы в формате СССР, на сегодняшний день практически в полном составе отвернулись от нашей страны и являются если не нашими врагами, то уж точно далеки от партнеров. Этот список очевиден, и из всех 14 государств реально говорить о добрососедских отношениях можно лишь в отношении стран, входящих в ОДКБ, - Армении, Белоруссии, Казахстане, Киргизии и Таджикистане, да и то с огромнейшими оговорками. Только беднейшие Киргизия и Таджикистан практически не "огрызаются" в ходе взаимодействия с Москвой, в то время как остальные государства смотрят одновременно и на Восток, и на Запад в зависимости от выгодности сотрудничества.
Основной вопрос, как же так получилось, что спустя четверть века Россия имеет вокруг себя такое подобие "кольца антидружбы", когда ни на одну страну нельзя положиться, хотя совсем недавно отношения казались абсолютно безоблачными.
На мой взгляд, не малую роль в установлении текущего формата сыграла позиция и действия Москвы, которая просто напросто проигнорировала все процессы, происходящие на постсоветском пространстве, реагируя лишь на острые ситуации, наподобие конфликтов в Южной Осетии и на востоке Украины. В большинстве своем события происходили своим чередом, а внешнеполитическое ведомство России упустило те моменты, когда отношения надо было укреплять, либо идти на уступки нашим соседям, чтобы сохранить шансы на спасение отношений.
В текущей ситуации властям нашей страны приходится реагировать по факту на возникающие точки конфликтов, но этот путь является наименее эффективным, так как необходимо именно прогнозировать будущие конфликты и купировать их в зародыше. Иначе, такая недальновидная политика приведет к сложнейшим проблемам в будущем, так как уже на сегодня вдоль нашей границы фактически нет ни одной точки стабильности, а в будущем они будут лишь разрастаться, что чревато новыми кризисами. При этом речь идет лишь о бывшем СССР, не говоря уже о Японии, Китае, Северной Корее, Монголии, Польше и Финляндии с Норвегией, также граничащих с нашей страной, а с этими соседями проблем может быть даже и больше, чем с бывшими братскими республиками.
Исходя из всего вышесказанного, интересно услышать мнения, в какой момент ситуация была упущена, почему это было допущено и какие меры должны быть приняты, чтобы восстановить паритет и не допустить втягивания России в будущие пограничные конфликты.
Если мои мысли покажутся вам интересными, и вы бы хотели увидеть еще статьи на различные темы, связанные с социально-экономической и военно-политической обстановкой в стране, а также вокруг нее, ставьте лайки и пишите в комментариях.