Найти тему
N + 1

Что опаснее – социальные сети или государственная активность в социальных сетях?

Оглавление

Ложь в сети потому так эффективна и разрушительна, что течет прямо в сознание человека по очень древним трубам.

Социальные сети как явление возникли и расцвели на желании людей общаться между собой, напрямую обмениваться информацией, верить ближнему своему. После нескольких веков городского существования, где люди все меньше знали об окружающих и мире из первых уст и были вынуждены пользоваться слухами и специальными сервисами для получения информации, вернулась понятная человеческому мозгу ситуация: человек говорит с человеком; очевидец рассказывает об увиденном; свидетель обличает и разоблачает ложь, а всезнающий мудрец приходит прямо к тебе и разъясняет тайны мира. Учитывая, что репутация СМИ к тому времени уже была изрядно подпорчена, социальные сети завоевали огромную популярность и влияние, став важнейшим способом если не получения информации вообще, то уж точно формирования мнений.

Джордж Маутард Вудворд. «В клубе». Ок. 1784. 

Wellcome Library
Джордж Маутард Вудворд. «В клубе». Ок. 1784. Wellcome Library

Рождение фейк-ньюс

К сожалению, с общением человека с человеком посредством социальных сетей все вышло не так просто, как показалось сначала. Людей на земле слишком уж много, и все не могут знать всех. Если сначала соцсети предлагали найти в интернете знакомых по разным прошлым периодам жизни, то постепенно возник феномен «френдов», то есть лично незнакомых людей, которые каким-то образом оказывались в друзьях друг у друга. Расширяющаяся среда социальных сетей сделала обычной ситуацию общения с неизвестными ранее людьми, которые вдруг приходят неизвестно откуда, начинают комментировать, разъяснять, ругаться, обзываться или наоборот - хвалить и расшаривать. Здесь и открылась бездна, из который вылез всепожирающий монстр фейк-ньюс.

Нормальному человеку, живущему и работающему в офлайне, нелегко привыкнуть к мысли, что для кого-то работой может быть как раз сидение в интернете, писание постов и комментариев, участие в скандалах и пустопорожних дискуссиях. И еще сложнее понять, что у некоторых людей работа – создавать в социальных сетях аккаунты несуществующих людей и от их имени распространять информацию в интересах нанимателя или просто врать и распространять вранье других. Это не только изощренный и жестокий способ обмана человека человеком, но еще и совершенно новый способ вранья, который ранее был невозможен технически, во всяком случае, как массовое явление.

С этим утверждением, как кажется, можно спорить: всегда были письма, статьи, подписанные псевдонимом, и слухи со ссылкой на самые информированные и авторитетные круги. Но все-таки есть нюанс: заставить одного человека поверить в то, что он беседует с таким же обычным человеком, но при этом подсунуть ему специально созданную виртуальную личность – до самого последнего времени это требовало слаженной работы целых банд аферистов или мощных государственных служб, и потому это были единичные, сложно организуемые операции. У обывателя практически не было ни одного шанса случайно познакомиться с тщательно сконструированным виртуальным вруном, да и от самой этой идеи все еще попахивает шизофренией и манией преследования.

Зато в соцсетях такие схемы реализуются очень легко. Человек в интересующей его дискуссии видит многословного участника, высказывающего интересные ему мнения, начинает следить за его публикациями, вступает с ним в диалоги и через какое-то время уже воспринимает его как информированного и приятного собеседника, единомышленника, при том что никакого второго человека вовсе и нет, просто «люди работают». Или еще более тонкий вариант: в аккаунт среднего обывателя приходит некто и начинает поддерживать или наоборот – критиковать его, спорить, разоблачать, кидать ссылки. Каждому пишущему приятно, что хоть кто-то все это читает и спорит – и все, капкан захлопнулся. Путь от заинтересованного читателя до источника информации и опиньонмейкера в наше время короток.

Дело государственной важности

Значит ли все сказанное выше, что именно социальные сети – ложь и источник всякой лжи? Отнюдь нет. Частное лицо или группа частных лиц не могут поставить фабрикацию виртуальных личностей на поток, а несколько плохо проработанных аккаунтов погоды в интернете не сделают. Заказчиками большой лжи в интернете выступают государства и крупные корпорации, которые просто могут себе позволить вкладывать деньги в такие затратные проекты.

Впрочем, роль корпораций в эпидемии фейк-ньюс едва ли слишком велика. Ненависть к крупным корпорациям – явление модное и популярное в широких кругах интеллектуальной общественности и, конечно же, иногда крупные корпорации могут быть заинтересованы в глобальной лжи и выступать ее заказчиками. Но на самом деле даже очень крупный частный бизнес прежде всего заинтересован в получении прибыли, и потому издержки на кропотливую работу в интернете с каждым потенциальным потребителем не могут быть безразмерны. Например, можно ли себе представить ситуацию, в которой «Кока-Кола» вложит миллиарды в создание миллионов же виртуальных аккаунтов во всех соцсетях, чтоб они со всех сторон агитировали обывателей пить именно кока-колу, предварительно создав о себе представление как о живых людях, постепенно входя в доверие и так далее? Это хороший сюжет для антиутопии, но в реальном мире это невозможно прежде всего из-за несуразной дороговизны всего проекта и его неочевидной эффективности. Пока не создан какой-то мощный ИИ, способный генерировать и наполнять разнообразным содержанием миллионы виртуальных аккаунтов и спорить с людьми на сотни ладов, в коммерческом смысле эта технология невозможна. Ну и главное: агитировать потребителя за товар гораздо труднее в том числе и в смысле отчетности – рано или поздно станет понятным, сказалась ли такая работа на объемах продаж или нет.

Но вот государство, особенно большое, богатое и склонное к обману своего населения, вполне может себе позволить создать сотни и тысячи высокооплачиваемых рабочих мест, с которых специально подготовленные люди в несколько смен будут наполнять интернет фейковыми новостями, комментариями, фотографиями, лайками и дизлайками. В отличие от коммерческой организации, перед государственным заказчиком цель добиться однозначной реакции даже и не стоит. Вся многоуровневая работа в сетях ведется прежде всего для того, чтоб на каждую неудобную версию приходилось сто удобных или откровенно вздорных теорий, а на каждую здравую мысль – сто глупых комментариев, а все это вместе создавало благоприятную среду для введения в оборот любого вранья через прихожую «все не так однозначно».

Если искать корни всех фейк-ньюс, то мы должны серьезно задуматься о роли в этом государств, а точнее, правящих в них группировок и их бизнес-окружения. Это единственная сторона, которая может себе позволить вести такие игры в интернете, и потому вся порча и вся ложь – главным образом оттуда.

Федор Крашенинников