Пятый текст из цикла «Разбор цитат». Поговорим в новом разборе о самоочевидности вещей. Которая, увы, чаще кажущаяся, чем реальная. Фразы, убеждающие никому ничего не доказывать, по идее должны мотивировать и высвобождать кучу времени. В реальности они лишь питают странными иллюзиями о мире, в котором мы живем.
НЕ НАДО НИЧЕГО ДОКАЗЫВАТЬ. КРАСОТУ – ВИДНО, РАЗУМ – СЛЫШНО, А ДОБРОТУ ЧУВСТВУЕШЬ.
Абсолютная ложь. Человеческий мир устроен с точностью наоборот. Если, конечно, вы не равняетесь на идеи, подобные сломанным часам (они тоже два раза в сутки показывают точное время).
Отсюда, впрочем, не следует, что нужно всем что-то доказывать. Всё несколько тоньше: без готовности к доказательству и убеждению других, всё во, что вы верите, всё, что вы знаете и понимаете – не стоит и ломанного гроша. Только аутист, для которого не существует других, мог бы согласиться с подобной сентенцией. Все прочие живут в мире, тесно связанном с другими, но при этом не столь прозрачном, чтобы красота, разум и доброта были самоочевидны.
Итак, посмотрим к чему побуждает эта фраза?
Во-первых, она рекомендует не доказывать. Никому, ничего и видимо, никогда. Вопрос о том, что в жизни некоторых существуют вещи, которые нельзя не доказывать (то есть они существуют для вас только если утверждаются для других), здесь не ставится. Потому что в основе данного взгляда лежит идея о том, что человек – это унылое чмо, озабоченное только своим комфортом. Можно предположить, что, поступая так, вы сохраните кучу времени, сил и нервов (не исключено), которую затем обратите в нужное русло (что не факт).
Во-вторых, фраза убеждает, что, ничего не доказывая, вы, конечно, не отказываетесь от своих ценностей и убеждений (о красоте, истине, добре и т.д.). Однако если никто никому ничего не доказывает, то нет и сомнения в правильности своих убеждений. Никакого обмена и влияния, никакой критики. Каждому остается только верить в то, что именно его представления являются единственно правильными (признавать это право за другими или нет – дело вкуса). Ведь если есть сомнения, то доказывать придется, хотя бы самому себе.
В-третьих, вторая часть высказывания «производит» поистине революцию в целых отраслях философии, разрешая фундаментальные проблемы этики и эстетики. Но это и понятно: в предлагаемом бегстве от сомнений и конфронтации с другими становится намного легче поддерживать свой воображаемый мирок, в котором всё самоочевидно (как вы считаете, так и есть, ведь ваше «есть» создано только вашими представлениями).
Иллюзия всевластия над своим миром, увы, для многих приятнее, чем перспектива выйти на мороз и реально что-то сделать. Однако эта история заканчивается всегда схожим образом: когда кто-то рассказывает, что он - «ого-го!», то рано или поздно его попросят показать это. А дальше как обычно: «да я не в настроении», «может потом», «дома забыл», «условий нет» и наконец «не буду я ничего доказывать». Quod erat demonstrandum.
Мир противоречив. И когда некто, ковыряя в носу, извлекает свою изумрудную истину в духе «красоту и так видно», то остается только пожалеть калеку, которому в детстве отдавили то ли способность чувствовать, то ли способность рассуждать. Красота же очень двойственный и противоречивый феномен, в котором одинаково важны как видимое (преимущественно форма), так и невидимое (содержание). И примеров того, что ощущение прекрасного приходит не только путем восприятия, но и путем разумения – эстетика знает тысячи. Не всякую красоту видно, не всякая видимая красивость – красива. Схожие сложности с разумом и добротой.
В конце концов если бы разум было слышно (т.е. все обладали способностью его распознать), то доказательства (как формы убеждения, но не вывода знания) вообще никогда бы не существовали. Однако слова истины и слова лжи звучат одинаково, расслышать, когда они сообщают одно, а когда другое – большая сложность, подобная искусству.
Доказывать нужно и важно, хотя не всё и не всем. Доказательство – это выход ваших мыслей из безопасной теплицы в сферу жесткой конкуренции. Только так можно увидеть, чего они стоят. Человеческий мир стоит на связи с другими, преимущественно в форме кооперации и конкуренции (разница между ними отнюдь не столь велика как принято считать). В обоих случаях суть процесса – борьба, преодоление инерции как социального, так и материального бытия. Человек ничего не доказывающий – бесполезен для кооперации и крайне удобен своим самоустранением для тех, кто избрал конфликт и конкуренцию. И в итоге в своей жизни такой человек не делает ничего, кроме проживания и оберегания своего иллюзорного комфорта. Однако живет он в реальности, которая в любой момент может постучаться в двери как каменный гость под рингтон от Бетховена.