Анатолий Павлович Артёменко проживает в московском микрорайоне Дорогомилово. Свой большой юбилей он отметил 11 декабря. Тогда, перед Новым годом, его навестила целая делегация. Генерал-майора авиации в запасе со столетним юбилеем поздравили представители префекта Западного административного округа Москвы, сотрудники районной управы, представители общественных организаций и другие гости.
Красный сокол СССР
Имениннику пожелали крепкого здоровья, счастья и долгих лет жизни. Сам он весьма приветливо всех встретил, уделив буквально каждому внимание. И с удовольствием рассказал молодёжи о том, как совершил почти две сотни успешных боевых вылетов, как сбил три вражеских бомбардировщика и один истребитель. Недаром он навечно внесён в почётный список «Красных соколов СССР».
Участник исторического парада
Анатолий Павлович был участников первого, как его называют, исторического парада Парада Победы на Красной площади, который состоялся 24 июня 1945 года. Тогда два Маршала Советского Союза, Георгий Константинович Жуков и Константин Константинович Рокоссовский, проехали по Красной площади на конях белой и караковой масти. За Парадом Победы с трибуны Мавзолея Ленина наблюдал ещё один Маршал Советского Союза - Иосиф Виссарионович Сталин.
Вместе со Сталиным
А через несколько дней Сталин станет уже Генералиссимусом Советского Союза - «в ознаменование исключительных заслуг в Великой Отечественной войне». Кроме того, его наградят орденом «Победа», а также присвоят звание Героя Советского Союза. Примечательно, что Указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении гвардии капитану А.П. Артёменко высокого звания Герой Советского Союза с вручением ордена В.И. Ленина и медали «Золотая звезда» (№ 6589) был от 27 июня 1945 года.
Вместе со Сталиным
Получается, что Анатолий Павлович стал Героем Советского Союза практически одновременно со Сталиным. Конечно, простой украинский хлопец из села Старая Кантакузенка даже помыслить не мог, что он будет чеканить шаг по главной в стране Красной площади в рядах победителей. Примечательно, что он мог бы и не стать Героем Советского Союза, если бы не... дезертировал на фронт.
По его словам, когда началась война, его направили в Куйбышевскую область командиром звена 43-й запасной авиабригады. Там он освоил Ил-2, а потом уже и сам обучал молодых пилотов. А на все рапорты о направлении на фронт ответ всегда был короткий: выполняй приказ, ты нужен здесь! Так бы война и прошла война, если бы не счастливый случай. В мае 1943 года в район базирования запасной авиабригады под Куйбышевом прилетели товарищи по учебе.
Тыловая крыса
Оказалось, они принимали участие в Сталинградской битве. Их полк был почти целиком составлен из инструкторов, с которыми начинал Анатолий Павлович. Все уже лейтенанты. Увидев, что он еще в сержантах ходит, начали стыдить. Даже тыловой крысой назвали. Конечно, Артёменко было крайне неприятно всё это слышать. Объяснил им: «Да вы что, ребята. Вы знаете, я каждый день на фронт прошусь. Но меня не отпускают!»
После чего взял и попросту упал перед ними на колени. Взмолился: «Спасите меня, если можете!» И упросил их его... «похитить». Да-да, именно так. Вот и получается, что Анатолий Павлович и впрямь, как он говорит, дезертировал из своего воинского подразделение на фронт.
Спецоперация с вывозом
Как же ему это удалось? Это была целая «спецоперация». Товарищи по учёбе замолвили словечко за Артёменко перед своим командиром Иваном Красночубенко. «О чём разговор? Возьму его с удовольствием - кто ж от таких спецов отказывается!» - сказал майор. И приказал: «Неси документы!» Артёменко обрадовался, прибежал к своему полковнику, а он его тут же остудил: «Да ты что? Какой Берлин? До него ещё далеко. Разговор окончен. Кругом марш!»
Вот тогда Анатолий Павлович и решился на побег. Выяснил, когда полк Ивана Красночубенко будет улетать на фронт. Перед рассветом рванул на аэродром. Прокрался к одному из самолетов и залез в отсек позади кабины механика-пулеметчика. Во время боевых вылетов там находится фотоаппаратура для съёмки результатов атаки. Наконец взлетели. Но когда прибыли на место, все уже знали о «дезертире» на борту. Шифровка быстрее самолета «прилетела».
Поступил четкий приказ: «Арестовать и срочно доставить обратно!» Артёменко взмолился: «Не отправляйте!» Командир полка Красночубенко вошёл в положение. С другой стороны, уж очень ему были нужны лётчики. «Ладно, что-нибудь придумаем», - он сказал. И добавил: «Попишут-попишут, да и успокоятся. Начинай воевать!» Так наш герой и поступил - стал воевать. Сначала был командиром звена. К тому времени Красная Армия уже основательно теснила немцев. Вот и лётчики то автоколонну в прах разобьют, то эшелон пустят под откос, то стратегический мост разрушат.
Погиб, а потом ожил
Правда, об Артёменко не забыли. Полк то и дело бомбили шифровками. Более того, даже пригрозили военным трибуналом командирам. «Придётся тебе, Толя, возвращаться…» - сказали "дезертиру". Тогда Анатолий Павлович предложил такой «смертельный» выход из ситуации: «А вы сообщите, что я погиб». Все очень удивились такой «находчивости», но именно так и поступили. После псевдо-гибели шифровки прекратились. И об Артёменко напрочь забыли. Но тут случайно на него наткнулся командир дивизии, которому доложили, что лётчик погиб.
Увидел живого Артёменко, он даже дышать перестал: «Ты? Ты что, с того света вернулся?» И тут же закричал: «Ну я тебя сейчас воскрешу!» Конечно, Анатолий Павлович жутко струхнул. Подумал: "Всё, сейчас меня отправят по этапу". А вскоре объявили общее построение полка. «Равнение направо! Сержант Артёменко, три шага вперед!» - прозвучала зычная команда. После чего начальник штаба начал громко озвучивать приказы.
3 персональных приказа
В первом приказе говорилось буквально следующее: «За успешное выполнение целого ряда боевых заданий сержант Артёменко награждается орденом Боевого Красного Знамени». Приказ второй был такой: «Сержанту Артёменко присваивается воинское звание лейтенант». Согласно третьему приказу, «лейтенант Артёменко назначается заместителем командира эскадрильи с присвоением ему гвардейского звания».
Анатолий Павлович не верил своим ушам. Получается, его вовсе не отправляют под трибунал! То есть командиры решили его спасли, прикрыв своими приказами. Так что, когда в 93-й полк прилетел начальник политотдела, чтобы забрать беглеца, ему ничего не оставалось, как только поздравить своего бывшего подчиненного, сержанта Артёменко, с офицерским званием, вручением гвардейского значка и даже ордена Боевого Красного Знамени.
Конечно, услышать сразу три персональных приказа - это было настоящее признание боевых заслуг. А ещё Анатолию Павловичу дали ясно понять, что теперь он не должен подкачать. Он и не подкачал - стал ещё ожесточеннее бить врага.
А в мирное время наш герой занимал различные ответственные посты. С отличием окончил Военно-политическую академию имени В. И. Ленина. Служил в ГДР. Был заместителем командира и начальником политотдела НИИ авиационной и космической медицины. В 1970 году его направили в Военно - Политическую академию имени В. И. Ленина на должность начальника авиационного факультета. Когда Анатолий Павлович вышел в запас, он занялся активной общественной деятельностью. С праздником Великой Победы!
Фото из архива.
ПС. Как автор принимал участие в шествии "Бессмертного полка" и в праздновании Дня Победы см. здесь:
https://zen.yandex.ru/media/dmitriimart/bessmertnyi-polk-2019-5cd4444f0de4a600b3da96fd
NOTA BENE: многоуважаемые друзья, не забудьте подписаться на: Dmitrii Mart, ставьте, пожалуйста, лайки, смотрите другие статьи и нарративы автора и пересылайте их дальше!