В том случае, когда предположения специалистов найдут свое подтверждение, красноярской епархией будут обретены останки святого местночтимого Даниила Ачинского, сохранившиеся после пожара в гробнице и ее последующего разграбления. Во время масштабных раскопок города Енисейска археологи нашли несколько костей позвоночника и ног. Вероятнее всего, это все что осталось после разрушения могилы сибирского святого.
Юбилейная археология
Датой основания Енисейска считается 1619 г. На сегодняшний день город представляет собой настоящую мечту для археологов, ведь в советские времена эти места учеными практически не изучались.
Интерес исследователей они представляют в связи с тем, что на протяжении полутора веков город считался экономическим и административным центром Восточной Сибири и воротами в нее. Через Енисейск пролегали основные торговые пути и проходили маршруты экспедиций Витуса Берлинга, Семена Дежнева и Андрея Дубенского.
На сегодняшний день город находится в списке сорока одного исторического поселения России и является единственным в крае, сохранившим основной фонд и планировку исторической застройки, возведенной на рубеже 19-20 вв.
К празднованию 400-летия с момента основания Енисейска его начали готовить к этой торжественной дате. В городе проводилась реставрация исторических памятников, ремонтировались коммунальные сети и дороги. Принимали участие в этих работах и археологи из Красноярска. Осенью 2013 г. учеными были пробиты десятки шурфов. Результаты этой работы поразили исследователей. Ими были обнаружены уникальнейшие находки - от западноевропейских кувшинов, датируемых 17 в., до остатков стен разрушенного острога.
Продолжение раскопок пришлось на конец 2014 г. И они позволили обнаружить огромнейшее количество артефактов в виде шахматных фигурок, сосудов и монет. Но самое большее впечатление произвела находка некрополя, находящегося при Христорождественском монастыре. На его территории и был захоронен Даниил – сибирский святой.
Биография
Данила Делие (Делиенко) родился в 1784 г. в казачьей семье под Полтавой в Малороссии. В 1807 г. его забрали в солдаты. В армии он стал артиллеристом и выучился грамоте, обучившись в воинской школе.
Делие принимал участие в Отечественной войне 1812 г., сражался при Бородино, где чудом остался жив. Вместе с русской армией он прошел всю Европу, преследуя войска Наполеона Бонапарта, и закончил войну в Париже. К 1824 г. Делие сумел дослужиться до чина унтер-офицера.
Путь в подвижники
В то время когда Делие служил в армии, он начал читать духовные книги. И настал момент, когда будущий святой начал просить командиров, чтобы те отпустили его в монастырь. Однако терять столь перспективного специалиста они не хотели. Делие же, в свою очередь, отказывался продолжать служить в армии.
За свой пацифизм унтер-офицер был приговорен военным судом к пожизненным работам и отослан в кандалах на Боготольский винокуренный завод. Здесь Делие исцелил местного пристава, за что и получил свободу. После этого он поселился в келье в Ачинске.
Брат Даниил
Жизнь Делие практически постоянно протекала в стенах небольшой кельи. В ней он порой занимался рукоделием. Но сделанные вещи Делие не продавал, принимая лишь хлеб, который служил для него пропитанием. Покидал свою келью бывший артиллерист по ночам. Делал он это тайно, возделывая беднякам землю, работая на их огородах и скашивая для их скота траву. Для того чтобы усмирить свою плоть, он носил пояс из бересты. Впоследствии этот предмет врос в его тело. С ним брат Даниил, как стали звать Делие, и был захоронен.
К этому удивительному человеку стали приходить люди, прося у него совета. Заезжали к брату Даниилу и иерархи местной церкви.
В 1843 г. он переехал в Енисейск. В этом городе жила его духовная дочь, которая была игуменьей женского Христорожденственского монастыря. Здесь же, в Енисейске, в 1843 г. старец умер. Похоронили его на территории монастыря. В 1999 г. церковь признала его святым.
Место захоронения
Над могилкой брата Даниила в 1859 г. была возведена деревянная часовня. Построена она была на деньги, выделенные на эти цели купцом Даниловым. Но спустя 10 лет это сооружение сгорело. На его месте установили каменную часовню. Однако и она была разрушена в 1920 г., но уже руками людей.
Тогда же была разорена и могила, а останки святого выставлены на всеобщее обозрение. После этого место захоронения, а также мощи православного старца считались утраченными.
Два года поисков
Ученые целенаправленно пытались определиться с местом захоронения брата Даниила. Осенью 2013 г. ими был заложен шурф недалеко от Иверского женского монастыря. Он был построен в конце 19 в. после того как во время пожара сгорел Христорождественский монастырь.
Одной из задач ученых был поиск часовни, построенной над могилой старца. Уже в 2013 г. во время проведения разведывательных работ исследователи наткнулись на остатки сгоревших конструкций, а также сосуды неутилитарного назначения. Практически спустя год на этом месте были развернуты масштабные работы. Остатки горелого материала оказались полом. Здесь же археологи увидели и следы вандализма. В найденном полу было пробито отверстие, которое после залили бетоном.
Ученые высказали предположение, что все это является свидетельством майский первособытий, произошедших в 1920 г. Именно тогда после проведения праздничной демонстрации была вскрыта могила старца Даниила Ачинского, из которой вандалы вытащили кости святого, его плащаницу, бороду и берестяной пояс.
Непосредственно под бетонным блоком ученые обнаружили разрушенную могилу. В ней они и нашли остатки костей ранее захороненного человека. По версии археологов, они принадлежат брату Даниилу. В пользу этого предположения говорит и отсутствие среди костей мусора, принадлежавшего более позднему периоду. А осколки горелой посуды являются явным подтверждением того, что могила была разрушена позже произошедшего в часовне пожара.
Слово за учеными
Несмотря на, казалось бы, очевидные факты, окончательные выводы делать рано. Для подтверждения имеющейся версии найденные кости подлежат изучению. Высказаться за или против этой версии позволит тщательная экспертиза. Как известно, у Даниила Ачинского болели ноги. Современные технологии по костям способны выявить наличие таких заболеваний.
Но в то же время известие о том, что археологи проводили работы по поиску могилы святого старца, облетело верующих города Енисейска. И как и в 19 – начале 20 вв., когда паломники брали с могилы старца горсть земли, это же стали делать и те, кто приходил на место археологических раскопок в 2014 г.