Великая Отечественная война навсегда оставила свой ужасающий отпечаток на истории каждого из нас: не было ни одной семьи, не похоронившей близких и родных в те страшные годы. Боль людей, отважно вставших на защиту родной земли, впиталась в землю вместе со слезами и пролитой кровью, и этого не изменить. Нам остается только помнить.
Ленинградская блокада, как мы все знаем, длилась 872 дня: с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года. Несмотря на все оборонительные сооружения, которые были построены руками ленинградцев – в основном, женщин и подростков, – город все равно не был готов к многолетней осаде.
Первая зима оказалась самой тяжелой: люди не имели в достаточном количестве ни продовольственных запасов, ни топлива. В первые же дни немецко-фашистские и финские войска, следуя известному плану «Барбаросса», составленному Гитлером, перерезали все транспортные пути, соединявшие Ленинград со страной. Последним способом связи с блокадным городом оставалось Ладожское озеро, по которому передавали продукты и вещи первой необходимости. Однако этого было слишком мало, и в Ленинграде начался голод. От мизерных порций хлеба и похлебок, приготовленных на всем, что попадалось под руку, умирали в первую очередь дети. Были и обезумевшие от голода, которые поедали людей, пытаясь спастись.
В эти тяжелые блокадные годы погибло свыше миллиона человек. Каждый день люди умирали от голода, болезней и мучительных ран: обессиленно плетясь по улицам на работу, они оседали на землю, чтобы немного передохнуть, а через несколько минут прохожие скользили равнодушными взглядами уже по остывающим трупам. Ужасающе привычное зрелище.
Ленинград, великий город на Неве, носил особый символический смысл для СССР, и его уничтожением Гитлер надеялся вогнать русских людей в панику и безнадегу, подорвать их силу духа. Помимо голода и оружия, у немцев был еще один союзник в этой битве, и это были эпидемии, которые должны были начаться среди мирного населения в условиях полнейшей антисанитарии и постоянного напряжения.
Вопреки ожиданиям врага, действия советских медиков, их отвага и преданность работе спасли тысячи жизней и позволили приобрести опыт борьбы с голодом в чрезвычайных условиях.
Врачи и медсестры, едва переставляющие ноги и с трудом двигающие отмороженными пальцами… Под бомбежками, в холодных неотапливаемых палатах на 80 и более коек, в дрожащем свете от коптилок, они лечили, поднимали и выхаживали пациентов. Несмотря на то, что от них оставались лишь тени от прежних себя – мрачные, истощенные, едва живые – эти самоотверженные люди не позволяли сдаваться себе и окружающим. Даря пациентам доброту, заботу и отзывчивость, врачи давали людям надежду на счастливый исход: еще чуть-чуть, нужно поднажать, - и все будет непременно хорошо.
Опытным фтизиатрам, окулистам и отоларингологам приходилось «переквалифицироваться» в терапевтов, поскольку большая часть населения умирала от дистрофии. Другая часть населения страдала от эпидемий сыпного тифа, авитаминоза, цинги и прочих редко встречающихся в мирное время заболеваний.
Именно сила духа и верность своему делу заставили их в тяжелых условиях осажденного города искать новые пути борьбы с этими недугами. По инициативе медиков сначала были увеличены размеры пайков для больных, а затем открылись столовые усиленного питания. В послевоенные годы многие жители вспоминали, что еда в этих столовых и чуткий уход врачей вернули к жизни сотни тысяч людей.
Ученые делали научные открытия и синтезировали новые лекарства и витамины из всего, что только можно было использовать: сосновая хвоя, казеин, желатин и т.д. Разрывы снарядов за окнами и шум ведущихся боев не сломили их дух, а вынудили искать новые решения, из-за чего советская медицина в целом сделала большой шаг вперед.
К счастью, блокадные медики не остались в эти дни лишений и адского напряжения без поддержки со стороны правительства: Подробнее...