Найти тему

Я его слепила из того, что было (школьно-проектные страдания)

Оглавление
Источник: коллекция бесплатных изображения pixabay.com
Источник: коллекция бесплатных изображения pixabay.com

Почти смешная история

- Здравствуйте! Можно?
- Заходи! Какой у тебя вопрос?
- Вы мой руководитель проекта.
- ???
- Вот моя тема.
- ???!!!
- Защита через неделю.
- Все это хорошо, но ты уверен, что ничего не перепутал? Я точно знаю, что тебя нет в моих списках. И этой темы у меня тоже нет. Ты ее сам придумал?

Он смотрит и смущенно улыбается. Нет, он в принципе хороший мальчик. Не из маргинальной семьи. Он учится в 9 классе. Честно отрабатывает свою троечку по моему предмету. Не факт, что продолжит обучение в десятом классе. Одна проблема: он нисколько не исследователь. И нисколько не инициативный.

С чего все началось

В последнее время все школы активно внедряют у себя "проектную деятельность". Внедряют по-разному, так что такое, может быть, есть и у вас. А может быть и нет. У нас, как и у некоторых других, проекты должны быть

а) обязательными (зачем?)
б) индивидуальными (
почему?)
в) непременно исследовательскими. (
Кто бы еще объяснил, что это такое!)

В начале учебного года нашим ученикам предлагается список тем. Темы придумывают учителя. Эти же учителя потом становятся руководителями проектов. Все бы хорошо, но время на проекты расписанием не предусмотрено. Все делается в свободное от уроков время ученика и учителя. Это, конечно, выглядит странно. Но считается, что ученик мотивирован настолько, что ну просто рвется работать самостоятельно. А учитель лишь время от времени консультирует и направляет.

Ну вы понимаете, что у нас много что считается чисто теоретически. А на практике детей, которые ну вот просто хлебом их не корми, рвутся что-нибудь исследовать, не так уж много. И в реальности мне приходится вылавливать своих "проектантов" на переменах. И напоминать им, что время идет, а проект в состоянии "конь не валялся". И так, глядишь, после новогодних каникул они начинают шевелиться. Но это-то ладно. Своих подопечных я знаю наперечет. А этого паренька среди них не было. Он нарисовался только что.

Ситуация все больше напоминала мне анекдот из студенческой жизни. Помните? Чтобы сдать экзамен на тройку, надо ответить на три вопроса: как зовут лектора, как называется предмет, и какого цвета учебник. Здесь на тройку явно не набиралось.

Мальчик, видимо, забыл, кого выбрал в руководители. В сентябре же дело было, а нынче апрель, мыслимое ли дело - запомнить! Можно было бы посмотреть по спискам, конечно. Списки проектов, хранятся у специальных людей, отвечающих за проектную деятельность. И не факт, что всегда под рукой. И не факт, что вообще не затерялись в таком обилии бумаг.

И вот уже пора составлять график защиты проектов. И ему надо куда-то вписаться в этом графике. И он вписывает себя и свой проект наобум. На ходу припоминает (придумывает?) какую-то тему и пишет меня руководителем. И никто не проверяет, так ли это на самом деле. В школе всегда всем некогда. Поэтому пишут с его слов. И вот в расписании красуется моя фамилия против его фамилии.

Протестовать? Да, пожалуй, есть смысл. С другой стороны, это все же мой ученик, причем не самый худший. Да, тут он, конечно, показал себя разгильдяем. И что теперь? Оставлять его на второй год в 9-м классе? Не допускать к экзаменам? Вы верите в подобный исход? Я - нет.

По большому счету эти школьные проекты - чистая формальность. Понятно, что мне эта лишняя общественно-полезная работа не нужна. И если бы тема проекта или личность ученика вызывали бы во мне бурный протест, я бы, конечно, отказалась бы. А в данный момент ситуация видится мне настолько абсурдной, что даже забавно. Ну что ж, поиграем в эту игру.

- Ладно. У нас осталась неделя. И я впервые вижу эту тему. Приходи через час, у меня нет урока, есть время подумать.

За час я в уме набрасываю ему план работы. Вот тут надо поискать информацию, вот тут провести "социологический опрос" среди одноклассников, вопросы для этого я ему подготовлю. Вот тут задействуем онлайновые приложения для "исследований". В принципе если работать 1 час в день, за неделю управимся. Имитация бурной деятельности будет вполне достаточной.

Он появляется через пару дней. Нет, социологический опрос он не провел. А как это надо делать? Да, я ему все объяснила, он даже распечатал анкеты, но почему-то не понял, как и кому давать их для заполнения. (Видимо, просто постеснялся и теперь не может в этом признаться). Зато - вот! Он с гордостью выкладывает передо мной объемистый "реферат". Вот сколько информации он нашел по заданной теме.

Начинаю читать. Ответов на поставленные вопросы в тексте, разумеется, нет. Вместо этого обычная "копипаста" из разных источников. Хорошо хоть ссылки указал. А вот привести все к единому стилю оформления не осилил. Шрифты везде разные, видимо, как было в первоисточнике, так и скопировал. Ладно, промолчим по поводу вопросов, но вот этого я уже пропустить никак не могу:

- Послушай, а тебе не кажется, что вторая часть в твоем реферате - это пересказ первой, но другими словами? Посмотри, здесь все мысли полностью совпадают, только стиль изложения другой.
- Да, я как-то не заметил.
Еще бы он заметил! Он же даже не прочитал текст.

- Ну хорошо. А вот это что? Третья часть твоего реферата - это уже не пересказ, а точная копия первой части. Слово в слово!

Слегка смутился. Но только слегка. Ну подумаешь, ошибочка вышла. Да, бывают сайты, где тексты полностью скопированы с других сайтов. Ну не заметил он, делов-то!

Ладно, будем делать из того, что есть. Сейчас у меня урок в 8-м классе, а у него, кажется, биология. Ну биология потерпит, ему ее не сдавать. Пусть прямо на моем уроке раздаст свои анкеты под моим руководством. Мне, конечно, придется пожертвовать частью своего урока, потом нагоним. Авось хоть что-то получится.

В конечном итоге кто-то помог ему дооформить "проект". Распечатали красиво, красочно. Вот рассказать на защите толком не сумел. Запутался. А впрочем, проект ему засчитали. Как и всем остальным. Хотя он не сделал и половины того, что я ему наметила. Но галочку в журнале поставили, а чего еще надо! Да, вот так мы и готовим их к жизни: пусть понимают, что галочка в отчете - это святое.

Ну что, у кого-нибудь еще остались сомнения что 100% охват проектной деятельностью в школе - это ново, актуально, эффективно, чрезвычайно способствует и мотивирует?

Тем, кто хочет сейчас закидать меня гнилыми помидорами за несерьезное отношение к серьезным вещам, а также тем, кто не хочет этого делать, предлагаю еще по теме:

Верните детям детство!