Александру Прокопьевичу 90 лет, а его верному помощнику - ЛуАЗу-969М, которого мы видим на фотографиях, всего 31. Александр Прокопьевич отлично справляется со своим автомобилем, содержит его в хорошем техническом состоянии, сам ремонтирует. Свой ЛуАЗик он купил новым и всегда сам за ним следил, поэтому знает каждый его винтик и может рассказать о машине много интересного. Об этом и будет наша сегодняшняя статья-интервью. Я просто перескажу то, что услышал и записал:
Здесь ЛуАЗы появились в продаже в 1987 году. На район пришла только одна (!) машина. У меня на заявке стоял "Запорожец", но я сменил его на ЛуАЗ. Получил бы его уже в 87м, но уступил приятелю, поэтому переписался на следующий год.
В 1988м получил свою машину за 5400 рублей.
Машина очень подходит для сельского хозяйства. Я и навоз возил, и дрова, и сено... Охотники останавливали на дороге "Продай". Но я - сам охотник, как я продам!
На охоту как мы ездили! Каждый выходной - 5 человек в салоне, 2-3 собаки, скарб охотничий. Длинные поездки? До Москвы (~700 км)
Что в ней хорошего:
- Универсальная машина для хозяйства - в салон что хочешь грузи;
- Передний привод плюс подключаемый задний;
- Блокировка;
- Пониженная (блокировка без пониженной не включается);
- Очень большой клиренс за счет колёсных редукторов;
- Ну и всё это, конечно, даёт хорошую проходимость;
- По грязи - как трактор;
- Стекло не потеет зимой без печки.
Что плохого:
- Слабый мотор;
- Нет пониженной задней скорости;
- Нет фаркопа;
- По снегу не сильно хорошо идёт;
- Колею плохо держит, по сравнению с ГАЗ-69;
- Расход большой. Не меньше 12 литров на 100 км. Обычно 15-18;
- Зимой холодно в салоне.
Печка? Это хохма вообще!!! Я её сразу выкинул: тяжёлая, поллитра бензина в час ест, да и толку никакого - брезент вместо крыши, топи - не натопишь.
Тент я вообще не снимал никогда. Зачем? Пропитал жидкой резиной и не снимал.
Сейчас пробег 56000 км. А вот что ремонтировалось по крупному:
1) 1998 - потекло масло через чехол полуоси. Выписал запчасти кое-какие, заменил заодно полуоси (хотя ещё бы походили);
2) 1999 - прогорел глушитель. Переварил с банками от 2101;
3) 2000 - заменил ведомый диск сцепления - лопнула демпферная пружина. Чтобы заменить сцепление пришлось снимать мотор. Но это от шофёра зависит и условий эксплуатации;
4) 2000 - заменил правый шкворень из за выработки на гнезде, регулировал развал-схождение, заменил обломившуюся шпильку крепления колеса, устранил течь у горловины бензобака;
5) 2000 - заменил кольца и вкладыши шатуна на другой размер, заменил бензонасос, притёр клапана. Пробег был 40000;
6) 2001 - заменил покрышки, поставил от 2101, установил новые прокладки клапанной крышки, коробки и головки блока;
7) 2002 - опять пришлось менять бензонасос, запчасти и бензин худые стали, установил топливный фильтр - раньше не было;
8) 2002 - новый аккумулятор, на рулевой тяге - новый шаровый палец, заменил второй ведомый диск сцепления;
9) 2002 - снова пришлось менять правый шкворень;
10) 2003 - новый чехол на левой задней полуоси;
11) 2004 - заменил балансирный вал, все чехлы полуосей, прокладку картера двигателя;
12) 2005 - новый стартер;
13) 2009 - новый аккумулятор и бензофильтр, заменил крестовину на передней правой полуоси, все тормозные цилиндры, накладки тормозов, отремонтировал главный тормозной;
14) 2011 - заменил главный тормозной и крестовину правой передней полуоси;
15) 2014 - пришлось впервые ехать в сервис: самому было не выбить шкворень.
10 лет ездили на ней, как на новой машине. Ничего особенного не делал.
Вот такую историю рассказал Александр Прокопьевич о своём ЛуАЗике. Поискав в архиве "ЗаРулём", я нашёл статью "ЛуАЗ - Глазами владельцев" (ЗР 7-88). Журнал публикует письма, в которых владельцы говорят о том же: незаменимая для села универсальная машина, которой требуется более мощный и современный двигатель. Остаётся только сожалеть, что 90е жестоко обошлись с маленьким, но честным советским джипом и заводом, который его выпускал.
Хотя, на мой взгляд, перспективы были!