Найти тему
9,8K подписчиков

О местных цыганах.Часть 3

12K прочитали
У нас в селе тоже живут цыгане.Кстати,не понимаю,почему  слово "цыгане"из соображений пресловутой толерантности в последние десятилетия на официальном уровне упорно пытаются заменить словом "ромы"?

У нас в селе тоже живут цыгане.Кстати,не понимаю,почему слово "цыгане"из соображений пресловутой толерантности в последние десятилетия на официальном уровне упорно пытаются заменить словом "ромы"?Что в нём обидного или оскорбительного? Может,тогда и знаменитый танец "Цыганочка" теперь надо называть"Ромочка"?А как называть самую большую швейную иглу? "Ромская игла"? Не говоря уж о той осенней поре,которая в России называется "бабье лето",а в Болгарии- "циганско лято"?

Конкретно в Подвисе сейчас живёт пять цыганских семей.Это если считать Анку,которая живёт отдельно,хотя неподалёку в селе живёт её сын с невесткой и внуками.Так что правильнее будет -пять домохозяйств.По договору с кметством Анка работает дворником,убирает центральную площадь .Поскольку на площади находятся и магазины,Анку вижу чаще всех.В селе к ней все хорошо относятся.Анке лет пятьдесят с небольшим.Держит хозяйство,иногда предлагает купить у неё свежее индюшачье мясо.Этой весной у Анки случилась беда- подрощенный жеребёнок получил травму,у него отнялись задние ноги и его пришлось отправить на бойню.Анка долго ходила чернее тучи.С огородничеством у здешних цыган как-то не очень ладится,а вот скот и птицу они выращивают.Почти у всех есть собаки,хотя о своих собаках они как-то не слишком заботятся.Лошадей любят гораздо больше.Сын Анки с семейством живёт в селе уже давно,а она приехала лет пять-шесть назад и с разрешения кметства поселилась в одном из домов,которыми распоряжается местная община. Примерно месяц назад Анка купила свой собственный дом здесь же в Подвисе.Вполне приличный,крепкий .За шесть тысяч лева.За этот дом раньше просили намного больше,но с покупателями в нынешние времена дело обстоит напряжённо,а собственникам-болгарам срочно потребовались деньги.В селе всё про всех знают.

Здешнее кметство действительно имеет в своём распоряжении небольшой жилищный фонд и туда селят людей,попавших в трудную жизненную ситуацию.Не обязательно цыган.Одинокая бабуля -болгарка, у которой свой дом стал разваливаться,а средств на ремонт не было.Семья из соседнего турецкого села,у которой случился конфликт с односельчанами из-за поведения их дочери.Ну,и цыган-тоже.Всё это- по устной договорённости и до первой серьёзной жалобы.Если такие жильцы ведут себя неподобающе- их просят освободить дом и отправиться туда,откуда пришли.То семейство,которое мы с мужем нанимали чистить наш участок,потом так с полицией и выставили из села за какие-то прегрешения.А другое цыганское семейство преспокойно живёт в общинском доме уже не один год. Не знаю,есть ли в других сёлах такая практика.Наверное,есть,только это не афишируется.Людей в сёлах сейчас мало,рабочие руки нужны,а порядок в селе зависит от местной власти.Там,где кметство и полиция контролируют ситуацию в селе, особых проблем не возникает.

У нас в селе тоже живут цыгане.Кстати,не понимаю,почему  слово "цыгане"из соображений пресловутой толерантности в последние десятилетия на официальном уровне упорно пытаются заменить словом "ромы"?-2

Работают здешние цыгане много и тяжело.В первую очередь на виноградниках.Виноградники здесь огромные,а уход за ними - это адский труд.Обрезка лоз,вспашка междурядий,опрыскивание листьев от болезней в случае необходимости,уборка урожая.Ещё-яблоневые и черешневые сады.Вывоз садового мусора с участков селян.Вспашка огородов.Трактор зачастую на участок проехать просто не может,пашут цыгане плугом.По-старинке.Осенью за плату пилят и колят дрова.Впрочем,когда селянам начинают привозить дрова,то в селе обычно появляется ещё и целая цыганская команда,которую возглавляет парень лет тридцати с характерным ,немного ассиметричным лицом,чем-то похожий на российского актёра Дмитрия Дюжева.Под его руководством по всему селу начинают жужжать бензопилы и слышаться стук топоров.При этом пилами работают мужчины,а колкой дров занимаются,как правило ,женщины.Топор называется "брадва" ,он на длинной ручке ,и молоденькие хрупкие цыганки одним взмахом умудряются раскалывать толстенные чурбаки без всякого видимого напряжения.Надолго в селе эта команда не задерживается,неделя максимум- и отправляется дальше.

Соседка баба Яна говорила, что цыгане,которые живут у нас в селе-это калайджии.Это закрытая этническая группа,её общая численность-примерно 18 тысяч человек на всю Болгарию. Раньше калайджии занимались изготовлением изделий из меди.В браки калайджии стараются вступать между собой,строго следят за своими девочками и рано выдают их замуж.У калайджиев в Стара Загоре четыре раза в год проходит ярмарка невест.Одни называют это пережитком средневековья,другие говорят,что эти ярмарки помогают девушкам из бедных семей найти себе жениха.Красивая здоровая невеста стоит от пяти до десяти тысяч лева.Пикантный момент:если невеста оказывается не девственницей,то её родители обязаны вернуть деньги родителям жениха.Молодую жену,впрочем,обратно в родительскую семью не возвращают.У нас в селе одно цыганское семейство тоже купило сыну невесту.Причём не сразу,ездили на эти ярмарки неоднократно. Оказывается,за одну девушку родители слишком дорого просили,вторая сыну не понравилась,третьей не понравился сын.Без взаимного согласия вообще-то никого не женят.Нашли в конечном итоге подходящую. Молодые живут дружно и ждут уже второго малыша.

У Анки есть внучка,сейчас ей лет двенадцать.Симпатичная улыбчивая девчушка,хорошо учится в школе,всегда чисто и аккуратно одета.Когда мы с мужем выгуливаем наших собак и встречаем её,она всегда подходит и просит разрешения их погладить.

Иногда я смотрю на эту девочку и думаю-какая судьба её ждёт?Наверное,через несколько лет замуж отдадут.Традиция.