Найти тему
PERSONA

Ил-2 штурмовик: крылатое оружие Великой Победы

Здравствуйте, уважаемые читатели! В честь праздника Великой Победы, вспомним об оружии, благодаря которому она была одержана. И сегодня расскажу о творении Ильюшина Сергея Владимировича, самолете Ил-2 - небесном молоте Советского союза, "летающем танке" времен Великой Отечественной Войны. О самом гении авиации можете прочитать здесь.

Ильюшин вспоминал: «Году в 1936-м нас, конструкторов, ориентировал Центральный Комитет, что война неизбежна…И у меня сложилось стремление создать машину с мощным вооружением для непосредственной поддержки пехоты – штурмовик…
 Ильюшин Сергей - создатель легендарного штурмовика
Ильюшин Сергей - создатель легендарного штурмовика

Речь шла о самом массовом боевом самолёте в истории Ил-2, который прозвали «летающим танком» в СССР, люфтваффе же называли его «бетонным самолётом». На протяжении всей войны он господствовал над полями сражений. Бронированный, он своей живучестью производил впечатление на простых солдат почти заколдованного.

-2

Достигалось это благодаря главной особенности машины – включению брони в саму конструкцию самолета. Двигатель, кабину пилота, радиаторы и другие элементы закрывал несущий бронекорпус собранный из листов толщиной от 4 до 8 мм из броневой гомогенной стали. Они соединялись, в основном с помощью дюралюминиевых лент и заклёпок. Остекление кабины и фонаря состояло из 64 мм прозрачной брони, выдерживающей попадание в упор 7,62 мм бронебойной пули. Вес бронедеталей самолета достигал 780 кг.

Бронекорпус самолета
Бронекорпус самолета

Ильюшин прекрасно осознавал что штурмовику НЕОБХОДИМО оборонительное вооружение – бортстрелок с 12,7 мм пулеметом, для прикрытия задней полусферы обзора самолета. Однако военное руководство страны, требовало одноместную планировку самолета, дабы увеличить высоту, дальность и грузоподъемность машины. Однако после первого года войны и неоправданно высоких потерь военные потребовали от Ильюшина сделать самолет двухместным, как он изначально и задумывал, но случилось это только к концу 1942 года.

-4

Из-за бронирования и большого боекомплекта самолет был не самым быстрым и маневренным, так что без истребительного сопровождения и бортстрелка он являлся лёгкой мишенью для вражьих истребителей. Но после сброса бомб и ракет в умелых руках он становился весьма эффективным и против самолетов противников. При лобовой атаке у Ил-2 было преимущество брони и слабая восприимчивость к пулеметному огню.

Воздушный бой
Воздушный бой

Но прежде всего самолет был заточенный под атаку наземных целей. Авиабомбы ПТАБ и реактивные снаряды РС-82, РС-132 были эффективны только против скоплений техники, поскольку возможность пикирования на штурмовике была весьма посредственной, а толковых бомбовых прицелов не было. Но вот пулеметы ШКАС 7,62 мм, пушки ВЯ 23 мм (37 мм в противотанковом варианте) были очень даже эффективны и против одиночных целей.

Атака с воздуха
Атака с воздуха

Также следует отметить не приятные факты. Это был первый самолет такого типа в СССР, к тому же производившийся массово (более 36000), по этому пилоты были совсем "зеленые" и на первых порах войны уничтожались пачками немецкими асами. Место же стрелка, организованное в 1942, не было включено в бронекорпус и защищалось только 6 мм листом со стороны хвоста. Это способствовало значительно более высокой смертности стрелков, по сравнению с пилотами. Также «работал» Ил-2 на малых высотах (до 1000 м) и первым брал на себя огонь зенитной артиллерии, что тоже сильно отразилось на выживаемости Илов.

-7

Ил-2 был настоящим сыном своего времени, фронтовиком прошедшим войну с первого до последнего дня. Он был не идеален, но именно такая техника ломала хребет фашистской напасти.

Памятник великой машине в Самаре
Памятник великой машине в Самаре

Спасибо за внимание! Подписывайтесь, комментируйте и ставьте лайки, если было интересно! До скорых встреч!