Найти тему
Жить заново

Торговля: вчера, сегодня, завтра. Часть 2. Сегодня

К чему пришла торговля за 28 лет?

В прошлой статье (Торговля: вчера, сегодня, завтра. Часть 1. Вчера), мы прошлись по краткой истории торговли после распада СССР.

Чтобы охарактеризовать состояние современной торговли, разобьем общую структуру на форматы. Так будет проще оценивать нынешнее положение каждой группы.

Я разделяю современную торговлю на три группы:

1. Крупняк. Это, конечно федеральные сети.
2. Середняки. К ним отношу региональные сетки, сдувшихся федералов и сети, которые строят грандиозные планы по захвату рынка, но пока еще не могут выйти на достойные показатели.
3. Мелочь. Это одиночные магазинчики, локальные сетки с 3-5 магазинами и отделы в ТЦ.

Такое деление подойдет и для продовольственного рынка, и для промышленных товаров.

Что происходит с каждым форматом?

Крупняк

Тут все понятно. Федералы мощно продвигаются в регионы, захватывая все новые города. Впору читать сводки Информбюро голосом Левитана:

- сегодня, в ходе продолжительных и кровопролитных боев, под натиском «Магнита» и «Пятерочки» пал город Н-ск. Закрылось более 20 магазинов местных операторов. Остатки мелкой торговли успешно добивают «Детский мир» и «МВидео».

Середняки

Сдают позиции. Под натиском федералов, середняки сокращают издержки: увольняют персонал, закрывают убыточные точки, пытаются оптимизировать налогообложение. Но все это не дает результатов, а лишь оттягивает срок смерти. Объединение в закупочные сообщества не приносят пользы, у сетей все равно лучше логистика, а значит, ниже закупочные цены.

Самые дальновидные середняки пытаются продаться федералам. У кого есть собственные площади – сдают их в аренду. Но никто не видит перспектив для развития. Тех, кто пытается активно сопротивляться, сети просто окружают и давят ценовой конкуренцией.

Мелочь

У мелких магазинов практически не было запаса прочности. По сути, это вчерашние врачи и учителя, которые пришли в торговлю из-за проблем в 90-е с работой. Кому-то из них повезло, и они смогли удержаться, но нынешняя конкуренция им уже не по зубам

Мелочь закрывается рекордными темпами. Некоторые удерживаются в нишах, неинтересных федералам, но и там заработка все меньше. Онлайн кассы, повышение налогов и грядущая отмена ЕНВД, только ускоряют процесс вывода мелочи из торговли.

Что в результате?

До активного развития сетей десятки тысяч предпринимателей могли зарабатывать сами и еще давать работу сотням тысяч продавцов. Именно эти предприниматели и считались средним классом, который мог позволить себе купить машину и квартиру, съездить на отдых, обеспечить детей нормальным образованием.

Сегодня у мелких предпринимателей таких возможностей нет.

Вместо десятков тысяч обеспеченных людей, пришли просто десятки сверх богатых, которые свои деньги тратят за границей.

А продавцы как зарабатывали, так и зарабатывают немного. Вот и падение покупательского спроса.

Я не знаком с ситуацией в других отраслях, но вероятно, везде происходит примерно тоже, только с разной интенсивностью.

Вывод:

Сегодня вместе с мелким предпринимательством исчезает средний класс.