В наше время вышло сразу несколько хороших фильмов на тему Блокады (может быть, это отчасти связано с историей семьи нашего Президента? даже если и так, то это хорошо) - "Три дня до весны", "Рубеж", "Спасти Ленинград". И вот новый фильм - "Коридор бессмертия". Это фильм о том, как две молоденькие девочки пошли работать сначала на строительство Шлиссельбургской железной дороги, которая связывала блокадный город с остальной свободной от оккупантов частью страны, а потом - работать кондуктором на поезд для перевозки грузов для города и для вывоза оттуда эвакуированных, прежде всего - детей. Магистраль длиной в 33 километра проложили всего за 17 дней. Её называли "коридором смерти", так как она находилась на линии огня.
Фильм, благодарение Богу, получился. Смотришь его на одном дыхании и сопереживаешь героям. Это фильм о подвиге тех, кто работал во вроде бы мирной профессии. Однако они постоянно рисковали своими жизнями, совершая рейсы под артобстрелами. И это действительно вызывает восхищение и глубокое уважение к этим людям.
Впрочем, что особенно в этом фильме зацепило и буквально прошло через душу - это то, что там многое отсылает к истории моей семьи и к моей малой родине. И вот я вижу одного из главных героев, который проявляет героизм - вологжанина Евдокима Собакина, машиниста. А вот поезд прибывает на станцию Череповец за грузом (сюда в 1942 году эвакуировали из блокадного Ленинграда сперва по Дороге жизни, а затем и по железной дороге будущего великого русского поэта Иосифа Бродского). Сердце взволновалось при виде кадров Мурманска - там в войну была моя бабушка по линии матери. Как раз в то самое время.
Но главное то, что я понял, каково приходилось там моему дедушке по линии отца. Про своего дедушку, Василия Григорьевича Зеленина, я уже писал, но поведаю ещё раз. Сирота из Грязовца вырос в семье крёстной, стал машинистом паровоза и во время войны принимал участие в снабжении блокадного Ленинграда продовольствием. Он был машинистом в комсомольской колонне паровозов им. Государственного Комитета Обороны под руководством старшего машиниста Пучкова. В тяжёлых условиях они преодолевали путь в 400 километров от Вологды до Тихвина за 19 - 22 часа (то есть почти сутки).
Молодые железнодорожники вели поезда в обстановке непрерывных налетов вражеской авиации и ожесточенных бомбардировок. Только с августа по ноябрь 1941 года на Северную железную дорогу было совершено свыше 300 налетов и сброшено свыше 1500 фугасных крупнокалиберных авиабомб. Но в результате героических усилий молодых железнодорожников основная часть грузов была доставлена по назначению
В фильме я увидел, в каких условиях работали машинисты и кочегары паровозов. Представлял своего деда на их месте, пытался представить, что делал он. Это был действительно подвиг. Дедушкиных рассказов я почти и не помню - я проводил время у у бабушки по маме, у дедушки и бабушки по отцу был мало. Но и то, что помню, уже вот впечатляет. Это реально было опасно. Дед выжил, правда, получил травму, которая к концу жизни привезла к слепоте. Но благодаря его самоотверженному труду мы победили. И я ему за это очень благодарен.
Думаю, что вологжанам обязательно стоит посмотреть эту картину, не говоря уж о питерцах. Ну и всем остальным рекомендую настоятельно сходить на этот замечательный фильм. Сборы на момент написания рецензии - 6 миллионов рублей. Так что спешите в кино и поддержите создателей фильма рублём. И вспомните о подвиге наших предков, которые защищали наше Отечество.