Я не всегда путешествую только ради удовольствия. Иногда получается совмещать с ... а вот дальше сложно сказать, что это. Желание отдать хоть небольшой долг памяти, увидеть своими глазами эти места, поклониться могилам тех, кто в этих местах погиб? Наверное да, плюс еще что-то, что словами не высказывается. Мне и моему другу удалось совершить несколько поездок по местам, где воевали наши родные. Нет, они не были сослуживцами. Места разные. А вот цель одна. Одна из наших поездок была почти на самый север Карелии, на дорогу Лоухи - Кестеньга.
Не многие из нас знают эти названия. Для меня они так-же были не известны, до того момента, когда я начал поднимать информацию, стараясь понять, где воевал мой дед, Туманов Григорий Яковлевич.
По всем, имевшимся у меня на руках, документам, гвардии старший сержант Туманов Григорий Яковлевич воевал в составе 49-го гвардейского артиллерийского полка 23-й гвардейской стрелковой дивизии. То, что в гвардейскую она была преобразована 17 марта 1942 года из 88-й стрелковой дивизии, воевавшей на Карельском фронте, мне удалось установить не сразу.
Информацию о 88-й стрелковой дивизии пришлось собирать из множества источников. Постараюсь упомянуть важнейшие в конце текста.
Цитирую один из источников:
Летом 1941 года, не сумев захватить Мурманск с ходу, немцы ударили южнее, на Кандалакшу и на станцию Лоухи. Превосходящими силами заняв Кестеньгу, немцы и финны устремились на Лоухи, весь смысл наступления заключался в овладении шоссе Лоухи - Кестеньга, тогда простой грунтовой дорогой, параллельно которой шла еще лесовозная железнодорожная ветка. Положение сложилось более чем критическое. Когда Сталину доложили о нем, он спросил: «Что у нас там есть поблизости?» Ему ответили: «В Архангельске 88-я стрелковая дивизия, кадровая, укомплектованная, вооруженная. Некоторые ее части имеют боевой опыт в войне с Финляндией». 3 августа 1941 года 88-я стрелковая дивизия получила приказ любой ценой остановить наступление врага на Лоухи.
О том, какие это были бои
Дивизия прибыла на станцию Лоухи 12.08.1941 и немедленно вступила в бой западнее станции: можно говорить о том, что прибытие дивизии спасло от захвата станции и соответственно от блокады Кировской железной дороги на этом участке. Прямо с колес на передовую ушёл 147-й отдельный разведбат и остановил продвижение врага.13.08.1941 развернулись батальоны 426-го стрелкового полка, 14.08.1941 прибыл штаб дивизии, а 15.08.1941 при налёте авиации был убит командир дивизии.
Защитив подступы к Лоухи, отбросив немцев далеко назад, части 88-й стрелковой дивизии уничтожили крупную группировку противника в районе озера Еловое и стабилизировали линию фронта в 40 километрах западнее Лоухи к ноябрю 1941года. Так закончилась первая попытка немецко-финских войск перерезать Кировскую железную дорогу. В августовско - сентябрьских боях личный состав 426-го, 611-го, 758-го стрелкового полков и 401-й артиллерийский полк показали исключительные примеры мужества, отваги и героизма. Потерпев неудачу в тех боях, немецко-финское командование решило во что бы то ни стало добиться своей цели, занять Лоухи, и взялось сосредоточивать новые войска на этом направлении.
В ночь с 31.10.1941 на 01.11.1941, после трёхчасовой артподготовки немецкие и финские части повели наступление, ударив в стык 426-го и 611-го полков, но все атаки были отбиты. Впервые на Карельском фронте противник применил массированные удары авиации по переднему краю. 40 бомбардировщиков сделали по два вылета.
К 05.11.1941 противнику превосходящими силами удалось окружить
426-й стрелковый полк, перерезав пути подвоза боеприпасов и продовольствия. Полк сражался в окружении до 09.11.1941, вышел из окружения, потеряв почти всю матчасть. Также, в окружение попадал и штаб дивизии.
О напряженности положения говорит то, что даже штаб дивизии бился в окружении. Бои шли по всей глубине обороны. При бомбежке погиб комиссар дивизии А. М. Мартынов. 12 ноября начальник штаба С. П. Перков записал: «Сегодня жуткий день... Нужно сказать, что части дерутся героически. Я еще не видел такой стойкости, такого героизма... 16 ноября 1941 г. Бои несколько затихли, противник поставленную задачу не выполнил, весь наступательный порыв у него иссяк... Пленные показывают, что настолько велики потери, что вообразить нельзя. В ротах из 180 человек осталось максимум 50, а в большинстве - только 30». По силам противник превосходил 88-ю стрелковую дивизию в 2,5 раза. Но она удержала занимаемый рубеж, причем в личном составе противник потерял втрое больше, т.е. до 10 тысяч человек. За три с половиной месяца боев, к концу ноября 1941 года, в 88-й дивизии от 17 тысяч осталось в строю не более 3 тысяч человек.
Обескровленную дивизию заменили другими частями и вывели на переформирование. Ее подвиг, беспримерная стойкость, отвага и умение воевать в самых сложных и критических обстоятельствах на одном из опаснейших в начале войны направлений были по достоинству оценены Главным командованием. Приказом Наркома обороны СССР от 17 марта 1942 г. дивизия преобразована в 23-ю гвардейскую.
Я еще раз возвращусь к этой цифре. 3 тысячи из 17-ти. Из шести бойцов в строю остался один.
24 апреля 1942 года части 26-й армии Карельского фронта (4-е формирование армии) перешли в наступление с целью овладения посёлком Кестеньга и выхода на реку Софьянга (см. карту). Пехота наступала без лыж, а для артиллерии пришлось пробивать колонные пути, так как глубина снега на направлении наступления доходила до 70 см. С большим трудом и потерями к 11 мая совместно с 8-й лыжной и 80-й морской бригадами были освобождены район озера Елеть, сёла Окунева Губа, Изба, озёрный перешеек Ярош-Ярви, где с 16 мая артиллеристам пришлось отражать атаки перешедшего в свою очередь в наступление противника.
Опять анализ источников. Бои, и причем очень тяжелые продолжались до осени 1942. Несколько месяцев преодолевали расстояние около
30 километров.
Такая весточка с фронта. Фотография и надпись на обратной стороне "на память". Наверное было понимание, что выжить в этом наступлении, шансов не много.
Боевые действия на Кестеньгском направлении периодически возобновлялись до осени 1942 года. В сентябре войска 26-й армии вышли на государственную границу СССР с Финляндией и до ноября 1944 года осуществляли её оборону на участке восточнее Кемиярви, Эхринавара. В этом же сентябре поступил приказ о передислокации 23-й гвардейской стрелковой дивизии из Карелии, где линия фронта надолго стабилизировалась, на Северо-Западный фронт. Там она вошла в состав 1-й ударной армии.
На этом историческую справку заканчиваю. Осталось добавить только личное. Это пропитанная смертью земля. Не было ни малейшего желания сойти с дороги и углубиться в лес. Низкий и многократный поклон поисковикам, тем, кто в этих лесах и болотах пытается вернуть и достойно предать земле наших павших. Особая признательность Музею поисковой работы ВПК"ЭДЕЛЬВЕЙС" за фильм "Они не пропали без вести. Земляки".
Большое спасибо Александру Щетневу, за короткую и четкую подсказку, очень облегчившую мои поиски.
Большинство описаний боевых действий я приводил по выдержкам из биографии Героя Советского Союза Алексея Константиновича Скрылева – к концу войны ставшим командиром 49-го гвардейского артиллерийского полка в котором служил дед. По текущим, не совсем подтвержденным предположениям они воевали рядом с самого начала войны. Еще одним источником стала книга Павла Менделевича Шафаренко "На разных фронтах". Главы 10, 11, 12. П.М. Шафаренко командовал 23 гвардейской стрелковой дивизией с конца августа 1944г.
Друзья, как всегда прошу, не поленитесь нажать кнопку "Поделиться".
Всегда Ваш - путешествующий дилетант.