Найти тему
AKA

Лето Сангайле

Оглавление
Sangailes vasara
Sangailes vasara

Ах, лето! А разве есть кинофестиваль, который бы подходил для озвучивания этого восклицания лучше, чем «Сандэнс»? Уже довольно четко сформировавшийся специфический запах сюжетно более-менее разнообразных, но стилистически близких «сандэнсовских» драм одних зрителей способен гипнотизировать, как исправный инструмент, а у других вызывает раздражение и отвращение, кажется, что эта категория ещё чуть-чуть и начнет громогласно заявлять: "Звенящая пошлость!". Вдвойне веселее становится в связи с тем, что аромат распространился уже по всему земному шару и теперь его можно обнаружить и в фильмах международной программы, если вычесть из её победителя - литовской мелодрамы о взрослении «Лето Сангайле» некоторые декоративные элементы антуража, то её совсем не отличишь от такого же американского инди-кино.

Впрочем, самое интересное здесь в другом. В немногочисленных отзывах на фильм встречаются частые обвинения в претенциозности местной картинки - она, мол, бессмысленная, и только на визуальном ряде кино и держится. Кстати, так и есть, но это не проблема. Начнем с того, что даже сложновато спорить с тем, что эстетизация лета (или каникул, если вам так удобнее) кажется вполне естественной, а уж эстетизация подросткового лета напрашивается особенно. Добавьте к этому наивность, обостренную чувственность и яр(к)ую романтичность здешних юных героинь, переживающих далеко не самое вопиющее безумие буйства гормонов - одна хочет буквально летать, а другая увлечена созданием нарядов и фото - и станет понятно, что какие-то недовольства легкими стихийными синефильскими заигрываниями с красивенькой картинкой и эротикой скорее похожи на глупое и даже по-стариковски слепое бурчание. Тождественность картины своим воздушным героиням проявляется здесь почти во всём, даже в том, что они, как и многие подростки, режут себя.

У восхищения акробатическими полетами Сангайле явно прослеживаются корни в том, что её мать была балериной. Милая, работающая деталь.
У восхищения акробатическими полетами Сангайле явно прослеживаются корни в том, что её мать была балериной. Милая, работающая деталь.

Да, это не фильм выдающейся и тем более великой красоты, положа руку на сердце, как-то неловко его и называть полноценным произведением искусства - слишком рыхлой ощущается структура, и да, это частная морализаторская драма с подкупающе внешне актрисами о преодолении, суженных до нарочитости и выпирающей искусственности, сложностей взросления с весьма примитивной опорой сюжета на сочетание комплекса самореализации с поддержкой близким человеком. Однако это кино и ощущается довольно кратким, скромным в своих тонах, и немного окрыляется только тогда, когда говорит о молодости, как об иррациональном положительно-негативным потенциалом зачарованностью плотно связанным внешним-внутренним миром. Здесь почти без огрехов всё укладывается в аккуратный формат, где киноизображение - переживание, сновидение и сладость, так же как лето - опыт, мечты и отделимое счастье. Именно такое, не глубокое, невесомое, но всё же причесанное, вдохновенное и по-хорошему девчачье второе полнометражное кино, в том числе и о плодородной, светлой дружбе, Аланте Каваите оказывает впечатление, пробуждая сдержанную и киноманскую, и человеческую симпатию. Добро, почему бы и нет?

-3
-4

Оценка: 6/10