Найти тему
Мое творчество

За спиною закат 3ч

Оглавление

Может, в жизни ни все было гладко. Не спросишь.

Пока находились в гостях, за бутылкой день прошел быстро. Ехать по реке в темное время суток, рискованно. Не заметишь топляк или, еще что – то произойдет в пути. Дорога дальняя.

Ночь не таила ничего зловещего. Ветер стих. Млечный Путь приковывал к себе взор романтика. Мечтатель живет в своем мире. Мечта и реальность, иногда пересекаются. Если это не произойдет, можно и пережить.

Куликовых провожали. Вослед лаяли собаки. Пьяного не услышит только глухой.

На берегу, под горой, стояла длинная деревянная лодка с мотором и железной бочкой.

Илья, оказавшись в лодке, наполнил бак горючим. Не аккуратно, пролив под ноги. Жена, положив сверток с малышом на скамейку, разговаривала с провожающими. Находила общие темы.

Хотелось курить. Мужчина прикуривал, от искры вспыхнул бак с бензином. Делались попытки сбить языки пламя. Огонь разгорался, роняя блики на воду.

- Уходи! – кричали с берега. Он сошел на берег до взрыва. Найдя жену, спросил:

- Где малой? Женщина ответила сухо:

- В лодке! Лодка напоминала большой костер. Кто находился здесь, молчали.

Переживали о случившемся. Говорить не хотелось. Слова никому не помогут. Ребенок сгорел у всех на глазах.

- Я тебе устрою жизнь! – пригрозил он жене, когда осознал, что произошло.

Сотрудники милиции с Куликовыми на место происшествия пришли утром. Фрагменты от лодки плавали в воде. Нос – головешка лежал на земле. Огонь уничтожил все следы.

Взяв показание, вернулись в поселок.

Наказание никто не понес. Такое происходит часто, виновный остается в тени.

Прошло полмесяца. О несчастье не вспоминали. Тяжело. Бригадир поинтересовался у рабочих, почему не выходит на работу Илья Куликов. Его неделю никто в поселке не видел, информацией не располагают. Такого еще не было, чтобы ни чего не знали о земляке - коллеге.

Они жили на окраине поселка. Береговой навестил супругов после работы.

Светлана пригласила в дом. Владимир спросил:

- Почему Илья не приходит на работу?

- В кровати… - рукой показала хозяйка на другую половину жилья. Настроение у нее приподнятое.

Он действительно лежал на кровати с разбитой головой. И не реагировала на гостя, умирал.

- Напился, стал избивать… Я его кочергой… - оправдывалась жена. Потом замолчала.

« Мастер!» - Владимир смотрел на ее, закипала злость.

- В милиции разберутся… - сквозь зубы сказал он.

И сдержал слово. Но она выскользнула. Подруги за нее стояли горой. Пострадавшего обвиняли во всем. Говорили убедительно, в показаниях не путались.

- Она, уже, отбывала наказание за убийство! Грамотная! – поделился информацией Лоскутов. Ничего не сделаешь.

Глава 6

Рабочие тащили толстую лесину, с трудом подняв на гору. За тем, поперек нее подкладывали жерди и медленно перемещали в нужное место. Триста метров восьми мужчинам дались не просто.

Потратили много время. И оставив его на обочине дороги, пошли на обед.

Алексей с ребятишками проходил мимо, решил произвести впечатление на подружку. Сходив за топором, занялся искусством. На стволе дерева вырубал все, что мог. Когда, надоело, парень отнес топор домой, ушел с друзьями.

Закончился обед, собралась бригада. Все молчали, обойдя бревно. Оно, для работы не пригодно. Испорчено.

Но день еще не закончился.

Вальщик леса Петров, когда уходил на охоту, всегда встречался с молодой женщиной. Она сидела у дома на скамейке, держа на руках ребенка. Они перебрасывались парою фраз. Возвращаясь из леса, вновь встречались. Он похвастался , что вчера из рябчика натопил три литра жира. Глаза у собеседницы заблестели. Женщина попросила показать чудо - птицу, когда будет возможность.

- Конечно, Зина! – пообещал он. Акцент выдавал в ней южанку.

Прошло три часа. Из леса вернулся Сергей. Настроение у мужчины приподнятое. Шел, насвистывая мелодию. Охотник подошел к сидящей на скамейке женщине, пригладив волосы. Разговорились.

- Добыл птицу? – поинтересовалась она. Отрицательный ответ не приемлем – это видно сразу.

- Несу! – доставая из кармана куртки рябчика, улыбнулся парень.

- Из него ты натопил три литра жира? – медленно приходила в себя собеседница. Сообразив, что это шутка, она громко засмеялась. Птица весила грамм сто пятьдесят.

- Бери! - протягивая дичь, сказал охотник. Посмеялись, разошлись.

Начался дождь. Находиться на улице не было нужды.

Алексей Береговой возвращался с речки с уловом. В одной руке парень нес ветку ивы со свисающими с нее щучками. В другой руке удилище с блесной. Босые ноги на земле оставляли след. Такой же след мы оставляем в жизни после себя. По поступкам говорят о человеке. Говорят о нем, что заслужил. Это справедливо.

Залаяла собака. В дверь постучали. Кому – то, не спалось.

Хозяин, встав с постели, пошел открывать дверь. На пороге стояла плачущая молодая женщина. Ее узнали по голосу. Здесь часто ищут защиту.

- Пусти переночевать, муж пьяный … попросила она. Владимир предупредил мужиков в поселке, ни каких разборок дома. Напугаете детей. Потом разберетесь: кто прав, кто виновен. Иначе будут неприятности. Его услышали.

- Проходи! – пропуская вперед, сказал он. Шмыгая носом, гостья вошла в дом.

Юлия, услышав чужой голос, вышла из спальни. Зажгла на кухне лампу. Электростанцию в полночь выключают, приходится обходиться без электричества.

Женщины разговаривали. Владимир минут пять посидел с ними, ушел. Жена, определив ее на ночлег, последовала за ним.

Ночь прошла. Утро селянам несло, что – то новое с первыми лучами солнца. Что именно, поймет каждый из них потом. У всех свои дела.

На земле лежал снег. Мясо убитого зверя не испортится. Владимир с приятелем собрались на охоту. Хорошая погода будет на руку. Нужно добыть зверя пока позволяет погода. И мужики договорились поохотиться.

Положив необходимое в рюкзак, взяв оружие и патроны, друзья ушли в лес.

Кедровки были не рады путникам, кричали. Когда замолчат, ни кто не знал. Насвистывали рябчики. Нежную мелодию не забудешь. В хвойном лесу – от дерева к дереву тянулся беличий след. Охотники шли вперед. Под лыжами хрустел белый снег. Настроение у них приподнятое. В солнечный день и на душе хорошо. Два раза пересекали старый лосинный след. В осиновом лесу живет заяц. Натоптал тропу. Была бы собака, нашла бы косого по следу. Пусть живет, ему не позавидуешь. Боится любого шороха. За ошибку расплачиваются головой. Голова важный орган.

Через три часа сделали привал, инициатором был напарник, Александр. Согрели в котелке чай, перекусили. Рассказали по анекдоту и в путь.

Через пару часов пути, на болоте ранили оленя. Стали преследовать крупного самца.

Через час Александр, махнув рукой на зверя, ушел домой. Пока донесешь мясо, пропадет аппетит. Береговой уговаривать не стал. Его решение.

- Иди… - прошептал он, провожая взглядом. Одному будет трудно.

Охотник догнал оленя, он шел впереди в семидесяти – восьмидесяти метрах. Прибавишь скорость и зверь убегал. Бегать по лесу зверь умеет, перегнать не удавалось ни кому. Подранок преследователя уводил в сторону от поселка. Впереди змеею извивался ручей, полностью не покрытый льдом. У самого ручья Владимир произвел выстрел по оленю. Но удалось убить, уже на том берегу.

Пришлось по лежащему поперек ручья дереву переходить. Не много передохнув, ободрал зверя. Стал думать, что делать с тушей дальше. Одному не унести на себе все мясо. Мужчина преследовал раненого самца, не потому, что жадный. Если не нужно, не губи не птицу, не зверя. Прежде, чем произвести выстрел из ружья, подумай, нужно ли это делать.

Наполнив рюкзак, охотник возвращался домой. Взяв в руки палки, шел, медленно переставляя ноги. В лыжах было спасение. В пути часто останавливался, чтобы отдохнуть. Рюкзак с мясом с каждым километром становился тяжелее. Лямки врезались в плечи. Мучения закончатся, чем раньше придешь домой. Владимир шел с не большими остановками. И в сумерках был, уже на месте.

Когда снял с себя рюкзак, почувствовал облегчение. Рубаха была мокрая от пота. Дорога была не легкой. Сняв ее, увидел на плечах кровь. Лямками рюкзака натерло плечи. Легко ни чего в жизни не дается. Приходится терпеть.

Полмесяца заживали раны.

Глава 7

С понедельника начались будни. К объектам на тракторе подвозили чурки. Прежде, чем отапливать помещения, их предстоит колоть. В таком виде, как сейчас они не залезут в топки печей. У пекарни и у столовой рабочие, сняв телогрейки, умело орудовали колунами. Рядом с ними в кучах лежали нарубленные дрова. Работа в разгаре. Ее хватит на полмесяца. Никого не торопят, все делают как надо.

На молодую учительницу поступают жалобы.

Береговой пришел в школу. Дом не больших размеров, ни чем не выделялся в населенном пункте. Вчера парнишка простоял в углу весь день, даже, обмочился. Не разрешили сходить в туалет. Дикость. Чему она научит детей? Задаются вопросом давно. Ответить не могут.

Береговой зашел в помещение, когда дети сидели за партами. В классе было тихо, что - то писали в тетрадях. Учительница сидела за своим столом, листала журнал.

Владимир попросил молодую женщину выйти в коридор, чтобы поговорить. Она грубо пробурчала в ответ. На лице читалось безразличие. Стены школы угнетали. Когда за ней закрылась дверь, состоялся разговор.

- Вы пришли сюда, учить? В бригаде лесорубов вакантные места всегда есть… - начался разнос. Учительница вспылила, на этом ее карьера закончилась.

В поселке была начальная школа. Закончив ее, отправляли в интернат получать образование дальше. Родители всех ближайших сел беспокоились о детях. Привозили продукты, посылали деньги, чтобы не сидели голодом. И Береговой думал о своих.

Участковый инспектор Лоскутов приехал верхом на лошади в поселок. Проверял паспортный режим у рабочих. Начал с жителей базы. Закончит дальним участком. По шапке с кокардой и новой шубе легко узнать гостя.

Владимир пригласил его домой. За столом поговорили обо всем. Потом разошлись. У всех свои дела. Время не стоит на месте. Работы много.

Через два часа вновь встретились. Предстояло перевести коня на другой берег реки.

У кого нет навыка, окажется бессильным перед животным.

Лед еще не сковал речку, сообщение с противоположным берегом осуществлялось по деревянному мосту.

Когда офицер подвел коня к реке, он встал как вкопанный. Сдвинуть с места было не возможно. Боится.

На берегу стояли мужики, ждали, чем все закончится. Было интересно, что будет дальше. Это разозлило Берегового. Не в цирке!

- Нужно коню завязать глаза тряпкой, он подчинится … - вышел из положения Владимир. Выход найден. После необходимой процедуры тягло осторожно шло в поводу. У зевак пропал интерес к происходящему, разошлись.

Потом, Владимир пошел на рыбалку. К зимней рыбалке привязался давно. В этом своя прелесть.

Лопату, сак и топор – рыбак всегда брал с собой. Без них, как без рук.

По берегам реки ключи. В теплое время года ходить здесь опасно. Утонешь в грязи. Когда лед сковывает землю, опасность отступает. Чтобы поймать рыбу, нужно потрудиться. И тогда, река отблагодарит сполна.

Он быстро пришел на место. Выкопав широкую яму у ключа в виде чернильницы, соединил ее с рекой. Стала заходить свежая вода. Входом в ловушку служил узкий заход, оставленный в заборе из воткнутых вертикально в грунт веток.

Теперь можно и отдохнуть.

Вода в яме отстаивалась, ил оседал на дно. Нужно уметь ждать.

Выдра часто приходила сюда на промысел. Ее след не спутаешь ни с кем.

И вороны хотели поживиться. Да, видно, удача была не на их стороне: на снегу нет крови.

Через час мужчина стал замечать, как по одной - по две в ловушку заходили щучки. На западе горел закат. Не обходимо торопиться с работой, чтобы вернуться домой во время. Рыбак знал, от него ни что не уйдет. Был уверен в этом.

Яма начиналась покрываться корочкой льда. И рыбак, закрыв вход в чернильницу узенькой доской. Сачком выкидывал рыбу на землю. Труд увенчался успехом. Улов не большой – полмешка ершей и мелкой щуки.

Весна. Ручей разделял поселок на две части. За ним находились: электростанция, гараж, пилорама. К полудню вода в реке поднялась до критического уровня. Ручей разлился. Дома расположенные рядом с ним оказались в зоне подтопления.

В жилье прибывала вода. Юлия, как наседка не отходила от детей. Заставила малышей залезть на кровать и привязала их к спинке. А сама, переплыла ручей, чтобы сообщить о беде.

- Наводнение! – кричала она, добежав до пилорамы. Мокрое платье прилипало к телу женщины. Вода холодная. Замерзла.

Мужчины последовали за ней, покинув рабочие места. Горе сплачивает людей.

Ей помогли вынести детей на безопасное расстояние.

Неприятности у селян только начинались. Когда – то заканчивается, все к чему привыкаешь, чем дорожишь. В памяти как в колодце, накапливаются отдельные фрагменты жизни. Это порою утешает людей. Хоть, что – то остается с тобой.

Потом лесоучасток Леспромхоза закрылся. Поселок Тавотьях, с рядом населенных пунктов государства признали не перспективными.

Односельчане не одобряли решение руководства. Однако, боясь остаться не востребованными, со слезами на глазах бросали дома и на баржах покидали обжитую землю. Кто переехал жить в райцентр, кто в другие населенные пункты района. Впереди была неизвестность длинною в сотни километров.

К концу лета поселок погрузился в тишину. Дома изваяниями, по обе стороны реки, смотрели сломанными окнами на речку. Лес лежал в штабелях по берегам реки, уже не нужный. Поленницы дров стояли в лесу, брошенные рабочими.

Только гидрологический пост Обсерватории нес вахту, отапливаясь этими дома.

Береговые были в затруднении, принимая решение. Не имея денег, ехать в райцентр многодетной семье страшно. Дом не купишь,

помощь ждать неоткуда. Остановились на том, что сначала нужно приехать на базу. А там, время покажет. Покидать обжитое место не хотелось. Здесь многое пережито. Бросить все нажитое за годы, жалко. Стрелки часов двигались, ритм жизни не изменишь.

Погрузив в телегу имущество и взяв корову, они начали путь. Отец вел лошадь в поводу, старшие дети шли рядом. Младшие, напоминали птенцов.

Старшему из четырех малышей было семь лет, младшему исполнился год. В телеге место нашлось всем.

Середина августа баловала теплом. По лесной дороге ехали переселенцы. Кое – где, желтели листья на деревьях. По обочинам дороги манила ягода.

Красные шляпы грибов преследовали везде. Впереди бежал пес, останавливаясь. Что – то искал в лесу. Охотнику повезло, поймал зазевавшегося зайца. Но был сыт, закапывал жертву в землю. Делал запас.

- На ужин хватит! – забирая у пса добычу, сказал Алексей. Четвероногого друга поблагодарили.

- Как красиво! – сказала жена.

Ее поддержали.

И для них найдется место на земле.