Предыдущие статьи на канале были посвящены общим вопросам про Алтай или Монголию или же воспоминаниям "давно минувших дней". И вот, наконец, состоялась первая со времени открытия канала поездка фотоэкспедиции. Поездка традиционная, плановая, ежегодная - на майские праздники, во время массового цветения маральника на Алтае.
Про маральник я писал в статье "Алтайская визитка", которую дзен зажал и дал наименьшее число показов - за месяц всего чуть больше 300.
Маршрут тоже традиционный - по Чуйскому тракту за перевал Чике-Таман до Акташа и дальше. Собственно, маршрут получается как бы из двух частей: первая - цветение маральника по Чуйскому тракту от Чике-Тамана до Акташа и вторая - Улаганский и Кош-Агачский районы, где возможно множество вариантов куда поехать и что посмотреть.
В течение двух недель до поездки ко мне обратилось человек 7-8 желающих составить компанию, но в итоге за 2 дня до отъезда нас - двое, причём единственная попутчица, глядя в прогноз погоды, робко спрашивает: "А может не поедем?" Но всё-таки поехали. На Алтае нет плохой погоды. Тем более путешествие не экстремальное, обычная автомобильная поездка. А погода, как правило, оказывается несколько лучше, чем по прогнозу.
В последний день перед отъездом народ опять не помещается в машине :). Позвонила знакомая: "Возьмёшь трёх девушек с рюкзаками до Маймы?" у меня как раз три места свободных, лишь бы рюкзаки вошли. А следом ещё один товарищ, уже на всю поездку, но садить уже некуда. В общем, поехал он до Маймы на своей машине, а там пересел ко мне. Причём поехал тоже не один - набрал по блаблакару полную машину алтайских женщин с труднопроизносимыми именами.
"Осень"
Выезжаем из Новосибирска в ночь на 1 мая. Погода типична для отдельных дней апреля-мая, но ещё более типична для октября - начала ноября. Вечерний ливень закончился, ночью кратковременные, но часто повторяющиеся дожди. На выезде из города - звонок от Вадима, он (с толпой алтайских женщин) выехал чуть раньше и едет километрах в 70 впереди нас: "на трассе снег, метель, пурга". За городом действительно идёт снег, мы едем на час позже и какой-то страшной пурги уже не наблюдаем. Уже в Алтайском крае, когда рассвело, видим, что земля припорошена. За бортом температура минус 2, и так и будет до Семинского перевала. В Майме девушки выгружаются, их ждёт другая машина. Оказывается, их маршрут во многом совпадает с нашим и мы ещё пересечёмся. Забираем Вадима и втроём едем дальше.
Весна
Первые кустики цветущего маральника стали попадаться через пару десятков километров после Маймы, а после Усть-Семы, где Чуйский тракт пересекает Катунь и уходит от неё в сторону, маральник по тракту перестаёт встречаться. И только через 100 с лишним километров, после Семинского перевала, перед Онгудаем на скалах снова появляются розовые кусты.
Почему маральник, а не багульник (как многие его называют), я писал в статье "Алтайская визитка" .
В районе Онгудая заметно теплее, температура уже плюсовая, но маральника немного, на Чике-Тамане его тоже почти не видно.
На Чике-Тамане предприимчивые торговцы продают "Воздух Алтая" в баллончиках из под "дихлофоса" по 300 рублей за штуку (на обратном пути уже 500 было). Написано 6 литров на 120 вдыханий :) Это что же за "дринки" такие? 6 литров за 1-2 раза осилить можно :) Ещё написано: "не вызывает привыкания". Это как так? Точно фальшивый воздух в баллоны закачали :)))
Ожидаем более-менее буйного цветения в районе села Купчегень. Да, есть, но степень буйности пока оставляет желать лучшего. На обратном пути маральник уже будет во всей красе. Прямо в деревне - множество остановившихся машин и паломничество народа на близлежащие скалы.
Едем дальше, склон перед выездом в долину Катуни выглядит практически так же, как в прошлом году.
Следующая остановка у бома Айры-Таш и реки Большой Яломан недалеко от места впадения её в Катунь.
Бом -отвесная скала, обрывающаяся к реке. Айры-Таш означает "расколотый камень". Бом Айры-Таш представляет собой скальные ворота, через которые проходит Чуйский тракт. Раньше по ширине там проходила только одна машина и это было самое узкое место на тракте. Впоследствии проход был расширен для полноценной дороги. Через бом также проходит древняя вьючная тропа.
Поднимаемся на бом по серпантину древней вьючной тропы. Цветущего маральника много, но и много кустов, которые зацветут только через несколько дней.
Кроме маральника цветут прострелы (они же "подснежники", они же "сон-трава").
А температура воздуха поднялась тем временем до +15.
Сделав ещё несколько остановок, добираемся до Акташа и сворачиваем в сторону Улаганского перевала. Ещё 22 километра и мы на месте запланированной ночёвки на базе "Застава" (она же "У Валентина", она же "У Михалыча"). Здесь существенно холоднее, все-таки 2000 метров над уровнем моря и уже вечер, но всё же теплее, чем я ожидал и по ощущениям не холодно.
"Зима"
2 мая у нас по плану поездка на перевал Кату-Ярык. На этот день синоптики прогнозировали в Акташе (а мы забазировались в 20 км в стороне и на километр выше) какой-то жуткий снегопад и понижение температуры до -10.
В начале ночи было звёздное небо, утром - хмарь, прохладно, ветрено, но в целом, погода терпимая. Поехали.
Спустились вниз, по берегу Чулышмана тоже цветёт маральник.
Чувствуется, что погода портится, но пока все ещё более-менее нормально.
База под Кату-Ярыком показалась нам пустой, хотя мы слышали, что там всё давно забронировано. Сотрудники подтвердили, что к вечеру ждут наплыв туристов. Наплыв в виде встречного потока машин на обратном пути не заставил себя ждать.
Снег пошёл на обратном пути, едва мы отъехали от Кату-Ярыка, а Улаганский перевал встретил нас зимней сказкой :)
Утро следующего дня.
Снегопад оказался совсем не жутким, за ночь выпало не больше 10 сантиметров снега и было всего -3.
Если понравилось, жмите большой палец вверх, подписывайтесь на канал, читайте также и другие статьи на канале, и не стесняйтесь писать комментарии.
Вступайте в группу фотоэкспедиции: https://vk.com/tripmong
Принимайте участие в поездках.
Все фотографии в статье сделаны собственноручно. Фотографии охраняются авторским правом. Любое их использование в отрыве от данной статьи только с разрешения автора.