С каждой катастрофой или ещё каким-то неприятным событием эмоциальная реакция общества становится все более сильной. Интернет чудовищно амплифицирует досужую массовую эмпатию, чувства обеспокоенных, скорбящих, возмущенных, обвиняющих, советующих, сочувствующих и требующих расправы граждан нашли в пространстве Web 2.0/3.0 идеальное место для взаимного резонанса.
Сформировалась целая культура скорби, однообразная, как памятники из мраморной крошки на кладбище для бедняков.
Цветы к посольству, мягкие игрушки - если пострадали дети, аватарки с флагом, черные квадратики на аватарках и в ленте, свечи, фото самолета на фоне заката. Эпизоды из жизни погибших с акцентом именно на тех из них, которые зацепят эмоции читателей. Также однообразны и столь же эмоциональны обвинения - вот кто-то злорадствует, это будет растираживано, вот опять виноваты правительство/коррупционеры/олигархи, а может быть, пожарные, пилоты, или экстренные службы, или проверяющие, или конструкторы, или пассажиры. Еще подписи иногда собирают, канализуя свою активистскую досужесть таким образом.
Знаете, мне тоже жаль Нотр-Дам. Ещё более мне жаль погибших пассажиров SSJ-100. И жаль всех жертв других катастроф и терактов. И я тоже обеспокоен проблемами в отечественной авиационной отрасли. И побаиваюсь летать.
Но я вижу тенденцию, лично меня пугающую. Мне не нравится эмоциональная раскачка общества. Надо меньше эмоций в принципе, надо больше рационального, спокойного, где-то даже слегка циничного. Коллективные эмоции - это страшно. От них недалеко до массовой психотизации общества, к его интеллектуальной деградации. Не становятся люди добрее от взаимного разжигания эмпатии. Посмотрите, как они готовы сожрать какого-нибудь сказавшего гадость дурака, или того, кого они косвенно считают виноватым в трагедии. Мне не нравится это. Коллективные эмоции, взаимоусиливающиеся сетью, это плохо. Где массовая, демонстративная скорбь - там рано или поздно будет и массовая травля.
Катастрофы - это плата за пользование благами технологической цивилизации. Везде и всюду. И конструкционные недостатки, и отказы техники, и ошибки персонала были, есть и будут. Это тоже неотъемлемая часть технологической цивилизации. Так и надо к этому относится. Над безопасностью работают, но риски будут всегда, в том числе, и те, которые привносятся системами безопасности, как в Boeing 737 MAX.
Не хочу быть апологетом SSJ-100, пусть разбираются эксперты. Я просто призываю выключить эмоции и осознать, что самолёт - это опасно. У нас хвалят Boeing и ставят его в пример SSJ 100. Но еще совсем недавно новенькие боинги попали в авиакатастрофы из-за слишком мудреной системы автопилотирования (внедренной ради безопасности), управляемой кривой прошивкой. 2 самолета. Не выжил никто.
Или есть те, кто в иррациональном восторге от советской авиации. «Самой безопасной». Были голоса, почему, мол, отдали проектирование КБ «Сухой», а не КБ «Туполев». Ну вот, например, Ту-154. Произведено 1026 штук, в катастрофах потеряно 71 штука. Из последнего - поляки под Смоленском - Ту-154. Наши военные музыканты под Адлером - Ту-154. Масса аварий и катастроф Ту-154 в Иране. Или случай в Кировской, что ли, области, когда у Ту-154 отказала вся электроника, и его посадили на полосу в лесу вручную. Жертв тогда не было, но и топлива было не столько, как в Шереметьево.
Или «безаварийные» Илюшины. Из 289 Ил-62 потеряно 23. И значительная часть катастроф связана именно с техникой - например, две катастрофы в еще социалистической Польше из-за разрушения двигателей.
Нет идеальных самолетов. Опасно всё. Успокойтесь. Меньше эмоций. Меньше сетевого активизма.
Павел Жеребин