«Амадей» — фильм Милоша Формана, в котором рассказывается о противостоянии Моцарта и Сальери. В не столь отдаленном 1985 году картина отхватила сразу восемь Оскаров. И это не типичная история об убийстве, а трагедия с самыми низменными и высочайшими чувствами, на которые способен человек.
Прежде всего, перед просмотром нужно знать, что это исключительно художественный фильм. В реальности никакого противостояния не было. Сальери на тот момент был в разы популярнее Моцарта, его оперы пользовались невероятным успехом. Знаменитая история с отравлением была выдумана Пушкиным в его пьесе «Моцарт и Сальери», после которой и получила широкую огласку. На самом деле под конец своей жизни Сальери в мученическом бреду сказал, будто он отравил Моцарта. И лишь много лет спустя с него, наконец, сняли вину за сказанные перед смертью слова.
И это не единственное расхождение фильма с действительностью. К примеру, был показан лишь один ребенок Моцарта, когда на деле их было шестеро (а выжили впоследствии двое). Да и знаменитый реквием был написан не зимой, а летом.
Несмотря на оригинальность сюжета, персонажи и их характеры списаны с реальных личностей. Моцарт, по словам его современников, и в самом деле был таков: русоволосый, низкий, с живой мимикой, не способный ни минуты простоять спокойно, пошлый, шутливый, но при этом простодушный, открытый, добрый. Говорили, что особенно грязные шутки изрекал он во время написания величайших своих произведений. Моцарт в фильме это подтверждает: «Я вульгарный человек. Но моя музыка, будьте уверены, не такая». Выдающаяся черта в образе великого музыканта — безумный смех. Создатели «Амадея» добавили эту особенность, опираясь на письма людей, которые имели честь с общаться с Моцартом. Они сравнивали его смех со звуком металла, царапающего стекло.
Сальери не менее интересный персонаж. Большую часть фильма он вызывает отвращение: зависть еще никого не красила. Но то, как он из кожи вон лезет, лишь бы насолить Моцарту, только лишний раз подтверждает, как он боялся его и боготворил. Очарователен Сальери в конце фильма, высмеивая собственное поражение. Он избавился от соперника, но от того не стал талантливее его. «Я замолвлю за тебя словечко, посредственность. Ведь я покровитель всех посредственностей мира!»
«Амадей» получил много премий, но, прежде всего, хочется отметить заслуженные награды за лучший звук. Естественно, в фильме про двух величайших композиторов использованы их произведения. Музыка записывалась заранее и проигрывалась на заднем плане. То, как сильно это влияет на игру актеров и кадр, можно наиболее ярко видно в сцене с «Арией царицы ночи».
В фильме практически отсутствует историзм, но атмосфера того времени передана идеально: начиная от модных тогда нарядов и заканчивая городскими улицами (Вену XVIII века «сыграла» Прага). «Амадей» увлекает, захватывает. Здесь и история соперничества, и любовь, и сложные отношения Моцарта с его отцом. Это чувственный, эмоциональный фильм, который с большой вероятностью вам понравится.