Когда автор Эмма Страуб и её муж Майкл Фуско-Страуб открыли магазин «Books Are Magic» в мае 2017 года, местные жители Бруклина сразу же влюбились в него. Эмма и Майкл недавно дали интервью для Read It Forward о создании уютной атмосферы, о любимых писателях и об автомате со стихами.
Расскажите мне о вашем магазине «Books Are Magic». Что он собой представляет? Что в нём особенного лично для вас?
Эмма: В нём много всего необычного. Например, расположение магазинчика. Это было одно из первых и лучших мест, которые мы успели осмотреть. Здесь высокий потолок, хороший фундамент, а ещё дом построен из кирпича. Ещё две раздельные комнаты, из-за которых ощущаешь комфорт. Нам было очень легко представить не только место, где будет книжный магазин, но и то, как именно люди будут проводить здесь своё свободное время. Ещё мы недавно прошлись по списку из десяти самых продаваемых книг этого года в нашем магазине, и почти половина из них написана цветными женщинами. В списке также два мужчины, один из них – автор книги для детей «Драконы любят тако». Я думаю, вы уже поняли, что мы вкладываем все силы в магазин. Мы полны энтузиазма и считаем, что очень важно поддержать женщин, в том числе писательниц.
Я читала, вы работали в книжном магазине «BookCourt», прежде чем открыть «Books Are Magic».
Эмма: Да, я работала в «BookCourt» четыре года, после университета и перед тем, как завести детей. Я бросила работу во время написания «The Vacationers», потому что была беременна, а ещё потому, что была занята исследованиями для моего второго романа. К тому моменту я проводила на работе только две смены в неделю. Мне это нравилось. Приходилось быть строгим руководителем, но мне за это потом были благодарны. Многие мои сотрудники были писателями, и я думаю, нет лучше работы в этой сфере, чем работа в книжном, потому что тебя окружают люди с такими же интересами. К тому же, в книжных магазинах Нью-Йорка можно повстречать многих творцов. Когда я работала в «BookCourt», то чувствовала себя частью писательского круга. Я чувствовала, что вот оно – моё место в жизни. По-моему, каждый писатель должен работать книжном магазине. Или открыть его! Почему бы и нет?
Это как раз мой следующий вопрос. Работа в книжном магазине и открытие своего – разные вещи, так что же подтолкнуло вас открыть ваш собственный?
Эмма: Открыть собственный магазин меня вынудил «BookCourt». Если бы «BookCourt» не закрылся, мы бы этого не сделали. Это ведь своего рода традиция – иметь хотя бы один книжный магазин в районе, куда можно зайти на огонёк и привести с собой детей. Мы знали, что сможем построить такое место. Мой муж очень хорош во многом, в том числе в организации и расстановке приоритетов, что не входит в список моих качеств. Я знала, что у нас всё получится, потому что мы дополняли друг друга. Раньше мы уже занимались закупкой товаров, когда работали на группу «The Magnetic Fields» десять лет назад. Мы занимались заказами футболок и CD, а ещё мы ездили с ними в туры. Так что в какой-то степени мы занимались мини-версией того, что делаем сейчас. Мой муж следит за наличием книг, а я за работой с покупателями и покупками для магазин.
Вы рассказывали, что любите процесс продажи книг. С какими сложностями вы сталкивались?
Эмма: Их было так много. Я не хочу жаловаться на работу, потому что она мне очень, очень нравится. Но нам приходилось выкладываться на все 100%. У нас не было времени на доскональное изучение азов торговли из-за перегруженности. Как только мы открыли двери магазина, работа сразу началась. Люди привыкли ходить в книжные магазины, так что у нас хватает посетителей. Мы открыты уже семь месяцев, и мы провели сто сорок мероприятий. Почти каждый день мы делаем что-нибудь особенное для наших покупателей. Так что как видите, без дела не сидим. Что не так уж хорошо, потому что дома нас ждут дети, которым мы тоже нужны. Самой сложной частью было не терять самообладание в сложных ситуациях.
Что было для вас самой большой неожиданностью?
Майкл: Я догадывался, что местные жители будут взволнованы. Меня поразило, насколько люди увлеклись нашим магазином и что к нам приезжали со всех уголков страны, чтобы посидеть с чашкой кофе и книгой, или чтобы сфотографироваться на фоне граффити на нашем магазине. Просто поразительно! Я считаю важным изучать что-то новое для себя. С нами работает множество людей, которые так же преданы своему делу, без них мы бы с Эммой не справились. Нам посчастливилось нанять двенадцать человек, которые так же, как и мы, увлечены работой. Для нас они – большая ценность.
Эмма: Что касается работников в нашем магазине, они вызывают восхищение. Нашу команду покинуло всего три человека. Первый – наш хороший друг Тайлер Форд, который ушёл от нас в «Condé Nast», и сейчас он занимается важной работой, мы им очень гордимся. Ещё Сара Джирард, которая написала «Sunshine State», одну из самых лучших книг 2017 года по мнению Дуайта Гарнера. Практически всё время она занята, но иногда она помогает нам, это довольно мило с её стороны. Третья – девушка по имени Джейн Дринкард, которая сразу после окончания колледжа устроилась к нам. Когда она только начала работать с нами, она сказала: «У меня будет стажировка в "New York Magazine", но я хочу иметь сразу две работы». Мы говорили ей: «Ты же понимаешь, у тебя есть все шансы заполучить там должность. Они захотят взять тебя на полный рабочий день». И они так и сделали! Мы тогда воскликнули: «Ну вот видишь!» На самом деле, абсолютно все в нашем магазине отлично справляются с работой.
Майкл: На мой взгляд, очень здорово, что нам попадаются люди, которые и раньше продавали книги, хотя мы также нанимаем и тех, кто этим раньше не занимался, но при этом очень любит книги. Мне нравится видеть, как они открывают что-то новое для себя. Все наши работники молоды.
Можете описать в нескольких словах вашу систему продажи книг?
Эмма: Собственно, наш взгляд на продажу книг и оправдывает название магазина. Мы не судим людей по их вкусам и стараемся идти на уступки. Например, у нас не было отдела с научно-популярной литературой, но у нас работает пара людей, которые настолько сильно его хотели, что нам просто пришлось завести такой отдел. А ещё отдел с поэзией увеличился, и это так прекрасно – видеть, что у нас хватает покупателей и продавцов, которые ею так увлечены.
Майкл: Это точно, мы очень хотели, чтобы люди открывали для себя что-то новое и невероятное, потому что для нас открытие магазина было чем-то новым и невероятным. Мы очень хотим, чтобы каждый нашёл здесь что-то своё, что не всегда так просто. В общем-то, это и было одной из наших целей с первого же дня. И все, кто работает в нашем магазине, имеют свободный доступ к книгам. Это и есть наша система продажи книг. Так приятно знать, что людям здесь уютно. Я добился, чего хотел: наш магазин как будто всегда здесь был и всегда рад принять любого, кто любит книги.
Эмма: Мы также хотели, чтобы у нас люди могли спокойно посидеть. Не во всех магазинах это можно сделать.
Майкл: Мероприятия в магазине тоже очень важны. Когда у нас ещё не было детей, я ездил в турне с Эммой. Как вы уже знаете, мы очень часто путешествовали с инди-поп группой. На мой взгляд, для нас любые события в магазине как нечто среднее между обычным мероприятием в книжном магазине и шоу для «The Magnetic Fields». Свободное пространство в магазине необходимо для мероприятий, поэтому у нас две комнаты. Одна из них для крупных, а другая – рассчитана на пятьдесят человек, в ней очень уютно сидеть, если у вас небольшая компания. С самого открытия магазина мы устраивали встречи с писателями, к нам приходили Элизабет Страут и Амор Тоулс. Майкл Шейбон сам пожелал к нам прийти, он даже специально просил Эмму об этом. Так что мы тщательно продумываем такие детали. Нам повезло с координатором, он всегда устраивает всё как надо.
Эмма, вы же писательница, ну а вы, Майкл, работаете графическим дизайнером? Или сейчас вы посвящаете всё время лишь магазину?
Майкл: Я разрабатывал дизайн обложек книг и логотипы двадцать лет, и, если честно, за это время я начал «выгорать». Так что я занялся поиском чего-то другого для себя. Например, я стал дизайнером для нашего магазина вместе с нашим другом, который работает плотником. А Эмма выбирала книги. Вот так мы и разделили обязанности.
Эмма: Мне кажется, когда мы начинали, то мы оба почему-то думали, что ты всегда будешь ответственным за обстановку в магазине. Даже не знаю, с чего мы так решили.
Майкл: Ага, сначала я ещё занимался заказами, так что времени не всегда хватало. Но сейчас всё иначе: я занимаюсь дизайном всего. Недавно даже предложил: «А знаешь, что было бы здорово? Бальзам для губ от "Books Are Magic". Давай я этим и займусь!» Так что я продолжаю работать разработчиком дизайна. Ну да что это я, ты вот писательница.
Да, и как же вы уделяете время одновременно магазину и написанию книг?
Эмма: Непосредственно в магазине я работаю по понедельникам и четвергам, а дома по вторникам, средам и пятницам. Как-то так. Мы открылись в начале мая, но всё лето я провела, работая дома. Как только наш старший сын пошёл в сентябре в школу, я начала разделять рабочие дни. Сейчас я пытаюсь чередовать недели, но это непросто сделать. Всегда не хватает времени. У меня сейчас три работы, и сложно уделять всем и всему внимание. Я нужна моим детям, так что мне необходимо время, чтобы быть дома. Понятно, что не всегда получается, как я хочу, но это нормально.
Если бы у вас было бесконечное количество места в магазине, что бы вы добавили?
Эмма: Я бы добавила театр на 200 человек. Наверное, ещё 300 квадратных футов к передней комнате, чтобы в ней были ещё и мягкие диваны. Вот и всё. В остальном наш магазин идеален. Вы же знаете, это Нью-Йорк, при желании можно найти свободное место.
Какие сейчас тренды в книжной индустрии? Есть какие-нибудь прогнозы о будущем продажи книг?
Эмма: Когда мы открылись, я ещё не знала, какие именно книги мы будем продавать. Я знала свой вкус, но не была уверена, у скольких людей такие же предпочтения в литературе. Приятно смотреть на людей, когда они находят, что искали. Я уже упоминала о самых продаваемых книгах. К примеру, мы бы могли продать сотни книжек Саманты Ирби. Она пишет смешные и короткие эссе. Дурга Чу Босе выпустила свою книгу почти сразу как мы открылись, и мы продали сотню копий её «Too much and not the mood». Я сразу же подумала об этой книге: «Ох, эссе! Причём эссе, написанное молодой и умной девушкой. Читателям понравится».
Что же касается трендов, я считаю, у всех свои взгляды. Очень многие сейчас выбирают именно писательниц. У Мег Вулицер в апреле должна выйти книга «The female persuasion», мы планируем продать тысячи её копий, потому что людям такое и интересно. Также нам известно, что женщины охотнее покупают книги, чем мужчины, так что это именно то, что будет продаваться. Всем нам нужна литература, написанная феминистками. В основном в нашем магазине покупают эссе и романы, написанные женщинами.
Какие хорошие книги вы недавно прочли?
Эмма: Я часто читаю черновые работы, так что, так сказать, я читаю то, что выйдет через полгода. Сейчас я занята чтением книги Мег Вулицер, она и правда восхитительна. Мой друг Румаам Алам выпустит свою книгу в мае, она будет об усыновлении и расовых проблемах. Будет очень интересно. Что касается научной литературы, сейчас я читаю «And Now We Have Everything: On Motherhood Before I Was Ready» Меган О'Коннел. Я встречалась уже с её мужем, он работал в книжном магазине «McNally Jackson». Насколько я знаю, они переехали в Портленд, потому что Меган беременна. Об этом-то как раз и книга: о том, как проходит процесс беременности и рождения ребёнка. В книге много чего, о чём я не знала. Так что у меня много книг, которые нужно дочитать и которые точно найдут своего покупателя.
Вы можете ещё посоветовать какие-нибудь книги?
Эмма: Ох, конечно же. У нас у всех свои любимчики. Когда я работала в «BookCourt», моими были «The Great Man» Кейт Кристенсен, «Стоунер» Джона Уильямса и «The Dud Avocado» Элейн Данди. Их-то я и могу посоветовать. Ещё «The Wife» Мег Вулицер, она вышла как раз перед «The Interestings», так что мало кто о ней слышал. Это небольшая забавная история о женитьбе. Могу также посоветовать «A Visit from the Goon Squad».
Что ещё люди должны знать о «Books Are Magic»?
Эмма: То, что мы невероятны. Мы – это уют и комфорт. У нас есть туалет со столиком, где вы может поменять подгузник ребёнку. Это очень важно для меня. Когда мы открылись, я заявила: «Так, нам нужны три вещи: место, где можно посидеть – раз, место для детей – два, а ещё столик в туалете, чтобы менять подгузники – три». Всё это потому, что в нашем районе очень много молодых семей с маленькими детьми. Очень неудобно, когда хочешь провести приятно время, но вдруг надо сменить подгузник, а для этого нет специального места. Приходится делать это на полу. Жуть! И такое ведь часто бывает, правда, не у нас.
Что у нас ещё такого хорошего? У нас есть автомат с жвачкой, только у нас он со стихами. Вы засовываете четвертак и получаете написанное от руки стихотворение. Все заработанные на этом деньги мы тратим с пользой. Обычно в месяц выходит 150 долларов.
Мы потратили эти деньги на помощь жертвам от урагана в Пуэрто-Рико, а сейчас, в декабре, мы собираем их для «EMILY’s List» – организации, которая помогает женщинам.
А ещё мы не рады видеть у себя идиотов, расистов и гомофобов. Также у нас вы можете перекусить. Деньги от продаж футболок и прочих мелочей идут в центр «Ali Forney», который предоставляет приют для ЛГБТ. Так что… мы просто любим своё дело.