Найти тему
ТыжИсторик

Мистический опыт Терезы Авильской: искала Бога, нашла экстаз

Сейчас будет горячо) Ну что поделать, тема такая...

Тереза Авильская родилась в Испании (собственно, в городе Авила) в 1515 году. Будущая монахиня-кармелитка происходила из знатного рода и была красива. Деньги и красота могли наполнить ее жизнь теми нехитрыми радостями, которые были уготованы средневековой даме, но чрезмерная набожность определила дальнейшую судьбу упрямой девочки.

Жерар, Франсуа Паскаль Симон. «Sainte Thérèse»
Жерар, Франсуа Паскаль Симон. «Sainte Thérèse»

Далее биографические сведения разнятся: то ли Тереза сбежала в монастырь, спасаясь от матримониальных планов отца, то ли сам папаша отправил ее в монастырь, опасаясь раннего взросления. Так или иначе, Тереза прикоснулась к монастырской жизни, и ничто иное с этого момента ее не волновало.

Будущая католическая святая провела в монастыре ряд преобразований ("босые кармелитки" - ее детище), оставила после себя горстку стихов и довольно много мистических откровений. Вот о них и пойдет речь.

Чувственные молитвы Терезы из Авила вылились в довольно пикантный религиозный опыт, который неопытные монашки принимали за Божью благодать, а все остальные за логичное завершение некоторых физиологических процессов.

Как бы дальше мне не пришлось защищать Терезу от православных богословов, экстаз у нее был. Тот самый, обычный, мирской, а вовсе не какой-то особо одухотворенный.

Экстаз святой Терезы. Джованни Лоренцо Бернини
Экстаз святой Терезы. Джованни Лоренцо Бернини

Её откровение - "Внутренний замок" - изобилует "сладкими муками", "сладчайшими ранами" и прочей эротической терминологией. Ежели выкинуть из текста слова "Христос", "молитва", "Бог", мы получим вялый дамский роман в постельной локации.

"Духовные подвиги" Терезы каждый раз заканчивались изнеможением и чуть ли не обмороком. Американский философ Уильямс Джеймс со сдержанной деликатностью называл молитву католической святой:

бесконечным любовном флиртом между поклонником и его божеством

А вот кармелитки, не имеющие опыта физической любви, внимали Учителю Церкви с благоговейным трепетом и верили, что их наставницу посещает Господь.

Ну а теперь небольшая ремарка. В России об интересном опыте Терезы обыватели знают благодаря вольному переводу Мережковского, который подкинул собственных эро-дровишек в чувственный костер Терезы Авильской.

Позже Андрей Кураев и А.И. Осипов подхватили эстафетную палочку в бичевании католической святой и вот - репутация Терезы Авильской стоит на одной ступени с репутацией портовой девки, а наши апологеты треплют ее имя каждый раз, когда бросают камень в сторону католицизма (Никого не хочу задеть. Автор как минимум не атеист, но факт намеренной фальсификации одним ученым мужем, и популяризации фальшивки другими учеными мужами меня задевает).

Святая Тереза. Неизвестный художник
Святая Тереза. Неизвестный художник

В подаче Мережковского несчастная кармелитка выглядит не заплутавшей в собственной физиологии монашкой, а бойкой и весьма опытной нимфоманкой. Смотрим-читаем-сравниваем:

Мережковский 18+

Часто Христос мне говорит: Отныне Я - твой и ты - Моя. Эти ласки Бога моего погружают меня в несказанное смущение. В них боль и наслаждение вместе. Это рана сладчайшая...
Я увидела маленького Ангела. Длинное золотое копье с железным наконечником и небольшим на нем пламенем было в руке его, и он вонзал его иногда в сердце мое и во внутренности, а когда вынимал из них, то мне казалось, что с копьем вырывает он и внутренности мои.
Боль от этой раны была так сильна, что я стонала, но и наслаждение было так сильно, что я не могла желать, чтобы окончилась эта боль.
Чем глубже входило копье во внутренности мои, тем больше росла эта мука, тем была она сладостнее - (авт. - "Испанские мистики". Мережсковский. ).

Другой перевод:

Я видела у него [ангела] в руках длинное золотое копье , и на железном наконечнике, как мне показалось, был язычок пламени . Мне показалось, что он несколько раз вонзил его мне в сердце, и оно достигло моих внутренностей. Когда он вытаскивал [копье], мне казалось, что он вытаскивает вместе с ним [внутренности], и он оставил меня целиком воспламененной великой любовью к Богу.
Это не телесная боль, но духовная, хотя в чем-то ей причастно и тело, и даже в немалой степени. Настолько сладостна любовная беседа, которая идет между душой и Богом, что я умоляю Его в Его благости дать это испробовать тем, кто думает, будто я лгу.

В общем, опыт у Терезы был сугубо личный, но ударной волной накрыло и католиков, которые пытались делать хорошую мину при плохой игре, и православных со своим обличающим перстом в сторону католических блудных страстей, и всех остальных.

Лайк и подписка на канал делают одного ТыжИсторика счастливым)

ЧИТАЙТЕ так же:

3 странности Викторианской эпохи