Сейчас будет горячо) Ну что поделать, тема такая...
Тереза Авильская родилась в Испании (собственно, в городе Авила) в 1515 году. Будущая монахиня-кармелитка происходила из знатного рода и была красива. Деньги и красота могли наполнить ее жизнь теми нехитрыми радостями, которые были уготованы средневековой даме, но чрезмерная набожность определила дальнейшую судьбу упрямой девочки.
Далее биографические сведения разнятся: то ли Тереза сбежала в монастырь, спасаясь от матримониальных планов отца, то ли сам папаша отправил ее в монастырь, опасаясь раннего взросления. Так или иначе, Тереза прикоснулась к монастырской жизни, и ничто иное с этого момента ее не волновало.
Будущая католическая святая провела в монастыре ряд преобразований ("босые кармелитки" - ее детище), оставила после себя горстку стихов и довольно много мистических откровений. Вот о них и пойдет речь.
Чувственные молитвы Терезы из Авила вылились в довольно пикантный религиозный опыт, который неопытные монашки принимали за Божью благодать, а все остальные за логичное завершение некоторых физиологических процессов.
Как бы дальше мне не пришлось защищать Терезу от православных богословов, экстаз у нее был. Тот самый, обычный, мирской, а вовсе не какой-то особо одухотворенный.
Её откровение - "Внутренний замок" - изобилует "сладкими муками", "сладчайшими ранами" и прочей эротической терминологией. Ежели выкинуть из текста слова "Христос", "молитва", "Бог", мы получим вялый дамский роман в постельной локации.
"Духовные подвиги" Терезы каждый раз заканчивались изнеможением и чуть ли не обмороком. Американский философ Уильямс Джеймс со сдержанной деликатностью называл молитву католической святой:
бесконечным любовном флиртом между поклонником и его божеством
А вот кармелитки, не имеющие опыта физической любви, внимали Учителю Церкви с благоговейным трепетом и верили, что их наставницу посещает Господь.
Ну а теперь небольшая ремарка. В России об интересном опыте Терезы обыватели знают благодаря вольному переводу Мережковского, который подкинул собственных эро-дровишек в чувственный костер Терезы Авильской.
Позже Андрей Кураев и А.И. Осипов подхватили эстафетную палочку в бичевании католической святой и вот - репутация Терезы Авильской стоит на одной ступени с репутацией портовой девки, а наши апологеты треплют ее имя каждый раз, когда бросают камень в сторону католицизма (Никого не хочу задеть. Автор как минимум не атеист, но факт намеренной фальсификации одним ученым мужем, и популяризации фальшивки другими учеными мужами меня задевает).
В подаче Мережковского несчастная кармелитка выглядит не заплутавшей в собственной физиологии монашкой, а бойкой и весьма опытной нимфоманкой. Смотрим-читаем-сравниваем:
Мережковский 18+
Часто Христос мне говорит: Отныне Я - твой и ты - Моя. Эти ласки Бога моего погружают меня в несказанное смущение. В них боль и наслаждение вместе. Это рана сладчайшая...
Я увидела маленького Ангела. Длинное золотое копье с железным наконечником и небольшим на нем пламенем было в руке его, и он вонзал его иногда в сердце мое и во внутренности, а когда вынимал из них, то мне казалось, что с копьем вырывает он и внутренности мои.
Боль от этой раны была так сильна, что я стонала, но и наслаждение было так сильно, что я не могла желать, чтобы окончилась эта боль.
Чем глубже входило копье во внутренности мои, тем больше росла эта мука, тем была она сладостнее - (авт. - "Испанские мистики". Мережсковский. ).
Другой перевод:
Я видела у него [ангела] в руках длинное золотое копье , и на железном наконечнике, как мне показалось, был язычок пламени . Мне показалось, что он несколько раз вонзил его мне в сердце, и оно достигло моих внутренностей. Когда он вытаскивал [копье], мне казалось, что он вытаскивает вместе с ним [внутренности], и он оставил меня целиком воспламененной великой любовью к Богу.
Это не телесная боль, но духовная, хотя в чем-то ей причастно и тело, и даже в немалой степени. Настолько сладостна любовная беседа, которая идет между душой и Богом, что я умоляю Его в Его благости дать это испробовать тем, кто думает, будто я лгу.
В общем, опыт у Терезы был сугубо личный, но ударной волной накрыло и католиков, которые пытались делать хорошую мину при плохой игре, и православных со своим обличающим перстом в сторону католических блудных страстей, и всех остальных.
Лайк и подписка на канал делают одного ТыжИсторика счастливым)
ЧИТАЙТЕ так же:
3 странности Викторианской эпохи