Найти тему
Мобильная Азия

Почему фильм "Зеленая Книга" финансировала Alibaba и как Голливуд продвигает кинематограф в Китае

Пару недель назад посмотрел оскороносный фильм «Зеленая Книга» в одном из Шанхайских кинотеатров.

Я не слежу за престижной американской кинопремией. Последний раз я смотрел фильм, который взял главную награду 4 года назад. Это был Birdman.

Поэтому, постараюсь не сойти за кинокритика, но пару предложений о фильме напишу. Наверное, это беспроигрышный вариант с атмосферой и пейзажами одноэтажной Америки 60-х, линейный сюжет, ни одной попытки свернуть в повествовании, канун Рождества и отличная актерская игра Вигго Мортенсена и Махершала Али. Картина сочетает в себе элементы «бадди-муви» и «роуд-муви». Грамотно выбранная тональность позволила открыть картине доступ к широкому кругу зрителей, и показывает всю несправедливость стереотипов и ограничений. Многие правда считают, что академия голосовала больше за поднятые социальные шаблоны и стереотипы, нежели за художественные достоинства и простоту, но я тут судить не возьмусь. По моей шкале фильм занимает твердую 8 из 10.

Источник - Афиша.ру
Источник - Афиша.ру

Не менее интересно изучить экономику фильма. «Зеленая Книга» снята при поддержки Participant Media, DreamWorks Pictures, Amblin Partners Стивена Спилберга и Alibaba Pictures. В Amblin Partners, Alibaba является миноритарным акционером. На 24 марта фильм собрал $294 миллионов при бюджете $23 миллионов. Сборы в США - $83.8 миллионов ($5,5 миллионов в первую неделю), сборы в Китае $60.1 миллиона (первая неделя - $17.2 миллионов).

Для Китая это не то, чтобы много (рекорд по сборам у Мстителей - $191 миллионов), да и такие цифры объяснить не трудно.

Тут важно то, что Alibaba превзошла Netflix, Hulu и Amazon, став первой интернет-компанией, которая со-финансирует и совместно производит лучшую картину по мнению американской кинопремии. Правда надо сделать ремарку, что Alibaba не выступала исполнительным продюсером, а лишь финансировала картину.

-2

Многие любители кино в Китае даже выразили надежду, что китайское кино не так уж и далеко от Оскара, а Джек Ма заявил, что посмотрел фильм уже 3 раза и всем настоятельно рекомендует. Да и стоит сказать, что китайцы падки на различные регалии - Оскар определенно добавил пару десятков миллионов в кассу.

Здесь наверное важно рассказать про контекст. Министерство культуры Китая допускает к показу только 34 иностранных фильма год. Американские студии получают 25% с продаж билетов на фильмы, которые они выпускают в Китае. Голливудские руководители хотят увеличить эту долю как минимум до 28%, что все равно это далеко от 40%, которые они получают на большинстве других международных рынков.

Для того, чтобы попасть в список 34 фильмов, нужно пройти цензуру. Фильмы среди моих читателей вряд ли кто продвигал, а вот игры наверняка выводили в Китай и знают, как непросто взаимодействовать с регулятором

Можно обойти систему квот, создав совместное производство фильма с китайской фирмой. К этому методу прикреплено ряд ограничений, например для фильма требуется определенное количество китайских актеров, существенный процент съемок должен проходить в самом Китае, а в фильме нельзя изображать злодея из Китая. Есть примеры успешного совместного производства - Mission: Impossible — Fallout ($181.1 миллионов в Китае) и Venom ($272.2 миллионов в Китае). Также скоро свет увидит новые картины совместного производства - Wonder Woman и Kung Fu Panda 3.

Интерес Китая к влиянию на Голливуд понятен с точки зрения пиара, фильмы - это отличный политический инструмент, который используется годами. И по этой причине, вы вряд ли в ближайшее время увидите американский фильм, как-то очерняющий Китай. Так, например, Брэду Питту и Дэвиду Тьюлису запрещен въезд в Китай, за их главные роли в фильме Жан-Жак Анно «Семь лет в Тибете». Актер может это переживет, а если санкции коснуться студии, то это будет проблема для топ-менеджеров.

Alibaba за счет своего положения на рынке Китая может продавать свои услуги американским коллегам. Компания предлагает продукты для продвижения из своей экосистемы. Например, Alibaba Pictures использует платформу для продажи билетов, Taopiaopiao в качестве основного канала онлайн-маркетинга и продаж в Китае. Помимо простого бронирования билетов, компания реализует различные спец. предложения, продавая ваучеры и билеты. Помимо Taopiaopiao для продвижения фильмов в арсенале Alibaba существует торговая площадка Taobao, сервис потокового видео Youku и кошелек Alipay.

-3

Одним из примеров совместного продвижения может являться «Peppa Pig», продукт британской eOne Group. Например такое видео снял Alibaba Pictures в преддверии Китайского Нового года, «Пеппа празднует китайский Новый год». eOne Group помимо продажи лицензии на контент еще зарабатывает на растущем китайском рынке детских товаров, и экосистема Alibaba тут очень кстати.

Ссылки:

Информацию по box office в Китае https://www.boxofficemojo.com/intl/china/opening/

Статья про влияния Китая на Голивуд https://bigthink.com/politics-current-affairs/china-hollywood-influence

Про Venom в Китае https://www.vox.com/2018/11/26/18112408/venom-box-office-china-822-million

Если хотите узнать, как можно применять опыт азиатских стран в своих продуктах, заходите на канал «Мобильная Азия».