Месяц назад зарегистрировался в Яндексовской социальной сети "Аура". Несмотря на то, что я зашел туда 2.5 раза, продукт мне понравился. Есть много интересных вещей, на которые стоит обратить внимание.
В "Ауре" быстро решается проблема “холодного старта”, свойственная для рекомендательных социальных систем. Линейный сценарий исследования контента позволяет разработчикам управлять вовлеченностью пользователей и быстрее экспериментировать.
Возникает вопрос, почему фокус на главном экране смещен на поиск интересных людей, а не на взаимодействие с контентом. Пока не нашел ответа на этот вопрос.
Но делать социальную сеть безумно захватывающее, потому что цикл эволюции средств для общения меняется стремительно.
Любопытство аудитории обеспечило сервису вирусную популярность, как в свое время звонкам в Telegram и соцсети Google+. Сперва иконку «Ауры» заметили пользователи мобильного приложения «Яндекс», после чего начали активно делиться инвайтами. "Аура" не представлена в виде отдельного приложения, а живет внутри одноименного приложения компании. Это напоминает "азиатский" путь супер-приложений, WeChat, Alipay, Baidu, Grab, Go-Jek. Возможно Яндекс посматривает на коллег с Востока, но движется в собственном направлении.
Tik-Tok показал, что в России новая социальная сеть возможна при должном количестве денег, правильной дистрибуции и работе с авторами контента. "Аура" вполне может стать нишевой социальной сетью, типа «Фотостраны», где сидит несколько миллионов и приносят создателям какие-то деньги. Возможно, "Аура" сильно измениться со временем, все зависит от того, что ожидают менеджмент от этого проекта. Выигрыш потенциально может окупить большое число попыток.
Яндекс уже пытался создавать свой социальную сеть Я.ру, которую уже закрыл. Но до "Ауры", Яндекс постепенно становился все более социальным.
Уже в апреле в Дзене появились публичные профили пользователей. "Знатоки" объединяются с TheQuestion. У Яндекса есть своя социальная сеть для соседей, аналог американского Nextdoor - Яндекс.Район. В Маркете покупатели делают обзоры на товары, в SERPe появились значки «выбор пользователей», а в «Музыке» появились кураторские плейлисты, которые подписаны именами живых людей. Все элементы собираются в одну неразрывную социальную конструкцию, которая теперь еще и дополнена "Аурой".
Азия - место с большим количеством самобытных социальных сервисов: Line, Kakao Talk, WeChat, QQ, Tik Tok, Weibo, Hike и тд.
Подозреваю, что команда Яндекса тоже много смотрит на рынок Азии, в частности Китая. У продуктов Tencent WeChat и QQ 1 миллиард и 800 миллионов пользователей соответственно, продолжают появляться социальные сервисы.
Например, молодые компании резво подхватили волну коротких-видео и двигают гигантов. Пока, мало у кого получается достичь как хороших показателей виральности, так и частотности использования. У некоторых получается хорошо pivot-нуться в ходе работы. Китайский Xiaohongshu (小红书) начинал, как клон Instagram, а стал главной social commerce платформой в Китае, и уже Instagram что-то подсматривает у коллег. На это делают ставки такие фонды, как Sequoia, DST, которые поддерживают многообещающие проекты, которые еще ищут свой market-fit.
Чем-то похожий на "Ауру", китайский Soul просит заполнить анкету о себе, а потом умная система составляет ленту из публикаций незнакомых людей с похожими интересами.
Вопросы там не самые тривиальные:
1. Вы бы предпочли, чтобы вас считали жестким или нежным?
2. Помогаете ли вы близким друзьям понимать эмоции или принимать логические решения?
3. Что важнее в разговорах: поддержание межличностных связей или достижение договоренностей?
4. В вашей работе, что вы показываете больше: энтузиазм или перфекционизм?
5. Вы часто забываете о тривиальных делах?
6. Что лучше описывает вашу жизненную цель: поиск смысла и сущности жизни или достижение материальных целей?
После этого приложение инициирует чат, подсказывая возможные темы для разговора.
Любой пользователь может завершить чат в любое время, и через три минуты обе стороны должны решить, раскрывать ли свои имена пользователей для продолжения разговора. Платформа имеет полное представление о том, когда и почему разговор развалился.
Во всех пресс-релизах представители "Аура" говорят об искусственный интеллекте. Я помню, на презентациях своих продуктов Apple до 2016 сознательно не употреблял слово «машинное обучение». И дело не в том, что говорить было не о чем, а в том, что непонятно, как к этому относятся пользователи. В 2019 году, пользователи смирились со стахостичностью в своих отношениях с продуктом. Компаниям это помогает при решении exploration and exploitation tradeoff.
Например, так поступает Tik Tok, который никогда не представляет пользователю список рекомендаций (как это делают YouTube или тот же Дзен). Платформа самостоятельно решает, что пользователь должен смотреть. Даже если пользователь подписывается на автора, нет никакой гарантии, что он / она увидит все видео автора. Тоже самое происходит и в "Ауре". Сложно сказать, насколько такой подход будет жизнеспособным на длинной дистанции. Это новая модель discovery, которая окончательно снимает с пользователя принятие решения и использует его для обогащения обратной связи.
Как говорил тот же Кай Фу-Ли в своей книге AI Superpowers: «Большая часть сложной, неприкладной работы по исследованию искусственного интеллекта была проделана, и теперь предпринимателям пора закатать рукава и приступить к грязной работе по превращению алгоритмов в устойчивый бизнес».
Если хотите узнать, как можно применять опыт азиатских стран в своих продуктах, заходите на канал «Мобильная Азия».