Проблемная беременность, экологические проблемы, гаджеты и занятость родителей - это неполный список причин того, что все больше детей при поступлении в школу получают диагноз ЗРР.
Сегодня прочитала интересную статью одного логопеда, которая давно работает с ЗРР у дошкольников и младших школьников. Она поясняет, что количество таких детей растет год от года.
И первой причиной она назвала увеличение количества патологий беременности и случаев кесарева сечения. По мнению специалиста все это не может не отражаться на развитии нервной системы малыша.
Второй фактор - бесконтрольное использование гаджетов. Сегодня телефон или планшет можно увидеть в руках даже у годовалого малыша. Конечно, мы живем в век цифровых технологий, но гаджеты передают ребенку слишком много информации, мозг перегружается и его буквально "клинит".
Третий фактор - занятость родителей, которые гораздо реже занимаются с ребенком развивающими играми и упражнениями. Стремясь обеспечить малыша лучшим питанием, одеждой, игрушками и развлечениями, они устают и не могут выделить время на складывание пазлов, лепку, аппликации. Максимум что может быть - это посещение курсов раннего развития, которые часто организуются по непроверенным методикам и не соответствуют возрастным нормам, что опять же перегружает ребенка.
Что делать?
Во-первых, не стоит пренебрегать рекомендациями детского невролога, особенно если беременность была не самой легкой, или роды прошли тяжело.
Во-вторых, контролировать время игры с гаджетами и просмотра мультиков, выбирать развивающие мультфильмы и игры, развивающие внимание, мелкую моторику (они есть).
В-третьих, выделять время на изучение мира - трогать деревья, листики, траву, играть с камешками, песком (не обязательно лепить куличики, простое пересыпание песка руками полезно для развития тактильности и потом мелкой моторики).
Хорошо заниматься с ребенком лепкой, перебиранием крупы, делать коллажи и складывать пазлы.
Пусть даже вы не возьмете какую-то лишнюю подработку и не купите модную игрушку, или новую курточку, зато поможете ребенку быстрее заговорить и лучше подготовиться к обучению в школе.
И главное - говорить с ребенком, не сюсюкая, а четко проговаривая звуки. Так ему будет легче их освоить.
Из опыта: с первыми тремя детьми я постоянно разговаривала, поясняя каждое свое действие, действие ребенка, происходящее вокруг. Видели фильм 17 мгновений весны, ну вот я была фактически тем голосом за кадром. И это сработало. Все дети начали говорить около полутора лет, а к двум годам уже осмысленно говорили сложными предложениями.
С младшей дочкой я стала менее разговорчивой, и вот ей в июле будет два, а она еще только 2-3 слова говорит от силы, больше мычит. Нужно догонять, иначе будет ЗРР, причем совершенно точно по причине моей занятости и невнимательности.