«У насъ не осталось стратегическихъ интересовъ на Балканахъ, а на выводѣ миротворцевъ мы сэкономимъ $25 млн въ годъ», — прокомментировалъ въ 2003 году отзывъ 650 военнослужащихъ россійскаго контингента изъ Косово начальникъ Генеральнаго штаба А. В. Квашнинъ, требовавшій въ іюнѣ 1999 года остановить маршбросокъ на Приштину.
Эта операція была однимъ изъ немногихъ рѣшительныхъ дѣйствій властей РФ по урегулированію ситуаціи въ Косово. Несмотря на то, что она вовсе не сопровождалась боевыми дѣйствіями, тѣмъ не менѣе, потребовала твёрдости отъ правительства и напряженія отъ вооружённыхъ силъ — прежде всего, преодолѣвая внутреннюю оппозицію. Ея результатъ дѣйствительно былъ миротворческій и позволилъ снизить градусъ напряженія между НАТО и Сербіей, то есть тѣмъ самымъ Россія спасла много жизней. Но, возможно, это ускорило созданіе Республики Косово, сдѣлавъ процессъ менѣе кровавымъ и позволивъ натовцамъ не вступать въ наземныя боевыя столкновенія непосредственно съ сербскими вооружёнными силами въ качествѣ оккупаціонной коалиціи.
Въ 2009 году выяснилось, что вступившій недавно въ должность президента Ингушетіи Юнусъ-Бекъ Евкуровъ, командуя отрядомъ изъ 18 бойцовъ ГРУ, проводилъ нѣкую до сихъ поръ засекреченную операцію по «взятію подъ контроль» международнаго аэропорта въ Приштинѣ за двѣ недѣли до маршъ-броска ВДВ. Судя по видеоинтервью, не было не только боестолкновеній, но и непосредственнаго занятія аэропорта. Евкуровъ объяснилъ, что его группа производила развѣдку въ окрестностяхъ, причёмъ ему самому приходилось выдавать себя то за наёмника, то за немого, то за журналиста, потому что онъ не зналъ ни сербскаго, ни албанскаго. Занявъ нужныя позиціи, группа контролировала ситуацію вплоть до прихода колонны десантниковъ.
Посмотрѣлъ, наконецъ, фильмъ «Балканскій рубежъ», который посвящёнъ этой операціи ГРУ, творчески переосмысленной. Считаю, что зря ленту превозносили: это посредственное твореніе, въ которомъ ничего, кромѣ хроники, не запоминается. Актёры играютъ слабо, сюжетъ и діалоги хромаютъ, главные герои стереотипные и неживые, такъ что гораздо больше похожими на людей выглядятъ два десантика, эпизодически мелькающіе въ кадрѣ. Монтажъ рваный, клиповый, во многихъ сценахъ наблюдается переизбытокъ эффектовъ. Ну и снято всё бездушно, какъ у насъ уже наловчились. Первая часть фильма смотрится съ трудомъ, вторая — болѣе бодро, тамъ уже начинаются боевыя дѣйствія.
Авторы зачѣмъ-то подчёркиваютъ, что вся команда главныхъ героевъ «русская въ кавычкахъ» — это интернаціоналъ, вызывающій щемящую ностальгію по СССР: ингушъ, татаринъ, узбечка, бѣлорусъ, сербъ, албанецъ, «вообще не пойми кто» и только Шатай русскій. Что, въ общемъ-то логично, вѣдь русскіе — лишь одинъ небольшой изъ множества проживающихъ на территоріи Федераціи народовъ, объединённыхъ многонаціональными и мультикультурными традиціонными цѣнностями.
Главный предѣльно карикатурный злодѣй Смукъ — албанецъ-мусульманинъ, но явно давно и прочно съѣхавшій съ катушекъ, такъ что стрѣляетъ во всѣхъ подрядъ, даже въ западныхъ кураторовъ, не считается съ потерями своихъ бойцовъ и склоненъ къ припадкамъ бѣшенства. А есть и правильные мусульмане-албанцы: именно такой въ итогѣ расправляется съ главнымъ гадомъ. Въ общемъ, идея, видимо, такая: Кадыровы должны побѣждать Басаевыхъ — а русскіе подсобятъ въ строительствѣ хорошихъ исламскихъ республикъ — Чечни, Косово…
Если оставить вопросъ историчности, а воспринимать «Балканскій рубежъ» просто какъ боевикъ, то и здѣсь фильмъ проваливается множествомъ повѣствовательныхъ ляповъ: мотивы персонажей порой смутные, дѣйствія часто нелогичны, многія сцены выглядятъ очень натянутыми или вовсе непонятными по своему посылу. Въ общемъ, къ сожалѣнію, это средній боевикъ, который не остаётся въ памяти и пересматривать который врядъ ли кто-то пожелаетъ.
Хорошо, что намъ напомнили о Сербіи, но вышло очень слабо и офиціозно. То есть разсказали о подвигѣ Ельцинскаго правительства, а не, напримѣръ, о многочисленныхъ русскихъ добровольцахъ вродѣ Стрѣлкова. Къ сожалѣнію, сдѣлано правительствомъ было такъ мало изъ-за «отсутствія стратегическихъ интересовъ», что война въ итогѣ теперь ведётся гораздо восточнѣе, въ индустріальномъ сердцѣ Россіи. НАТО давно у границъ РФ, а на территоріи Косово располагается американская военная база…
А вотъ воспоминанія участника событій.