Найти в Дзене

Мост Золотые Ворота

Оглавление

США, САН-ФРАНЦИСКО

Черты стиля ар деко мост приобретал благодаря архитекторам Ирвингу и Гертруде Морроу, которые придали конструкции особую элегантность и утонченность, неожиданную в проекте такого масштаба
Черты стиля ар деко мост приобретал благодаря архитекторам Ирвингу и Гертруде Морроу, которые придали конструкции особую элегантность и утонченность, неожиданную в проекте такого масштаба

Мост «Золотые Ворота» перекинут через пролив Золотые Ворота, который отделяет город Сан-Франциско от округа Марин. Этот висячий мост, имеющий длину 2,7 км был построен между январем 1933 г. и маем 1937 г. Тем не менее, идея перекрыть пролив появилась еще в 1872 г. Позднее, во время Первой мировой войны, редактор местной газеты начал серьезную кампанию за сооружение моста. Он получил поддержку сан-францисского инженера Майкла О’Шонесси, который проверил возможность такого предприятия. О’Шонесси привлек к работе Джозефа Бермана Строусса, опытного проектировщика мостов, поручив ему в 1921 г. выполнить эскизы и составить смету строительства, которое было оценено в 17 млн долл. США.

Один из самых известных и иконических мостов в мире, мост «Золотые Ворота» потребовал одобрения Военного департамента США: условие последнего была возможность прохождения под мостом военных кораблей
Один из самых известных и иконических мостов в мире, мост «Золотые Ворота» потребовал одобрения Военного департамента США: условие последнего была возможность прохождения под мостом военных кораблей

Проблема скоро приобрела политический характер, и много лет было потрачено на подготовку условий для реализации проекта: привлечение денежных средств, получение одобрения властей и планировку нового городского района. Самым ответственным делом было убедить Военный департамент США, что мост не станет препятствием для военных кораблей. К 1930 г., несмотря на Великую депрессию, местное финансирование увеличилось (федеральные средства не выделялись), и к концу 1932 г. были заключены договоры на производство строительных работ. Проект висячего моста был грандиозен для своего времени: две опоры, каждая весом 40.200 тонн, поднимающиеся над водой на высоту 227 м, должны были удерживать пару тросов диаметром 91 см.

Клуб «побывавших на полпути к аду»

К чести Строусса, который в итоге был назначен главным инженером, надо сказать, что требования безопасности, предъявляемые к организации строительных работ, были самыми строгими по сравнению со всеми проектами такого типа, осуществлявшимися до этого. Впервые стал обязательным защитный головной убор. Рабочим выдавали защитные очки и крем, который помогал избежать обветривания кожи. Под строящимся мостом была натянута страховочная сетка. Она спасла жизни 19 человек, которые без нее бы погибли (эти люди стали известны как «Клуб побывавших на полпути к аду»). Обычно один рабочий погибал на каждый миллион долларов, потраченный на проект такого рода, однако при строительстве моста «Золотые Ворота» к февралю 1937 г. умер только один человек, а затем еще 10 человек, под которыми трагически рухнули леса, прорвавшие сетку и приведшие рабочих к гибели.

Мост "Золотые Ворота" - достопримечательность Сан-Франциско
Мост "Золотые Ворота" - достопримечательность Сан-Франциско

Конструкция моста

Конструктивная целостность и прочность моста зависит от двух массивных опор, к которым он подвешен. Эти опоры стоят на «тумбах» площадью 10х16 м. Над ними проходят тросы, чтобы быть закрепленными по берегам пролива. Создание тросов само по себе было подвигом. «Свивание» каждого троса заняло более шести месяцев. Каждый трос образовала 61 жила, эти жилы в свою очередь были составлены из сотен отдельных проволок. В результате в каждом тросе насчитывается более 27.000 оцинкованных проволок. Прикрепленные к этим гигантским тросам вертикальные подвесные тросы несут вес пролетного строения. Сегодня оно весит 139.791 тонну, т.е. на 11.158 тонн меньше веса изначальной конструкции. В 1986 г. мост был заново покрыт более прочными и легкими материалами (в значительной степени бетон заменили сталью).

«Танцующий» мост

Одна из особенностей висячего моста – тот факт, что он может двигаться и сгибаться под воздействием испытываемых нагрузок, в том числе под воздействием ветра. Мост «Золотые Ворота», построенный в области сильных ветров, которые часто гуляют между берегами пролива, может отклоняться вверх, вниз и в стороны, в зависимости от внешнего воздействия и температуры. Если нагрузка, например, от веса транспорта, сконцентрирована в центре моста, центральный пролет может опуститься вниз на целых 3,3 м. С другой стороны, если нагрузка концентрируется по краям моста, а центральный пролет пуст, то последний может подняться вверх на 1,77 м. Постоянные и сильные ветровые нагрузки могут заставить мост отклониться вбок на целых 8,4 м.

Архитектура моста

Мост достоин внимания и с архитектурной точки зрения. Архитекторы Ирвинг и Гертруда Морроу придали мосту «благородство», сделав его формы более гладкими, четкими и утонченными. Следуя стилю ар деко, Морроу добились некоторого сужения опор моста кверху, зрительно усилив их и без того большую высоту. Они также упростили перила тротуаров, спроектировали систему освещения и прибавили к деталям моста изящные стальные профили, которые усложняют светотеневую игру и увеличивают четкость всей конструкции. Решающим элементом, разработанной Морроу системы освещения, стала разная интенсивность света: по мере увеличения высоты опор из освещение должно было ослабевать, подчеркивая высоту устоев и создавая иллюзию, что они исчезают в ночном небе. Бюджетные ограничения не позволили «осветительному плану» осуществиться сразу. Однако, 50 лет спустя он был реализован за 1,2 млн долл. США.

Законченный в 1930-х гг., мост «Золотые Ворота» входит в число американских «суперпроектов», определивших свою эпоху. Плотина Гувера является другим важным примером
Законченный в 1930-х гг., мост «Золотые Ворота» входит в число американских «суперпроектов», определивших свою эпоху. Плотина Гувера является другим важным примером

«Международный оранжевый»

Мост выкрашен в «международный оранжевый» цвет, который, как считается, хорошо различим в тумане. Кроме того, архитекторы сочли его наилучшим образом подчеркивающим качества конструкции (в отличие от традиционной серой стали). Международный оранжевый – это цвет, который может быть легко получен в системе цветоделения CMYK: циан 0%, маджента 69%, желтый 100%, черный 6%. независимо от цвета мост нуждается в качественном лакокрасочном покрытии, которое способно защитить его от разъедающего соленого воздуха. Выкрашенный в 1937 г., он подкрашивался от случая к случаю, однако в целом первоначальная краска сохранялась до 1968 г., когда был положен новый красочный слой, просуществовавший до 1990-х.

Использование для окраски моста «Золотые Ворота» «международного оранжевого» цвета словно предполагает, что размер конструкции и ее превосходные пропорции недостаточны для привлечения к ней внимания!
Использование для окраски моста «Золотые Ворота» «международного оранжевого» цвета словно предполагает, что размер конструкции и ее превосходные пропорции недостаточны для привлечения к ней внимания!

Стоимость строительства моста

По данным консалтинговой компании Simple Analytics, строительство моста обошлось в 35 млн. долл. США.

Общественное признание

В 1993 г. Общество американских дипломированных архитекторов присудило мосту свою «Награду выдающемуся зданию». В первый раз награда досталась инженерной конструкции, а не зданию. В 1994 г. Американским обществом инженеров-строителей мост был назван одним из Семи чудес современности.

Мост «Золотые Ворота»: интересные факты

1) Мост «Золотые Ворота» имеет длину 2,7 км и ширину 27 м.

2) Пролетное строение моста находится выше уровня высокой воды на 67 м.

3) Вершины опор поднимаются на высоту 152 м над дорожным полотном и на высоту 227 м над водой.

4) Тросы, удерживающие пролетное строение, передают каждой опоре нагрузку в 56.000 тонн.

5) Опоры состоят из 40.200 тонн стали, а висячие конструкции включают 21.772 тонны стали.

6) Строительство моста обошлось в 35 млн долл. США. Мост был закончен в мае 1937 г.