По факту крушения "Сухой СуперДжет" в московском аэропорту "Шереметьево" начато расследование на самом высоком уровне. Следствие рассматривает различные версии случившегося, в числе которых воздействие природной стихии (удар молнии), техническая неисправность "СуперДжета" и ошибка пилотов.
Чтобы разобраться во всех обстоятельствах происходившего в тот вечер в "Шереметьево", следствию необходимо ответить на несколько вопросов.
1. Почему самолёт попал в грозовой фронт?
Общепринятая практика показывает, что при наличии угрозы попадания в грозовой фронт принято откладывать взлёт воздушного судна. Информация о наличии подобной угрозы экипаж судна получает от метеослужбы либо от бортового радара. Почему командир SSJ-100 (который наверняка обладал этой информацией) решил взлетать - остается загадкой. Русское "авось"?
2. Насколько фатальным мог быть удар молнии?
Все современные самолёты оборудованы чем-то вроде "громоотвода". Эта специальная система отводит электричество, и оно "стекает" с самолёта, не повреждая воздушное судно. Устойчивость SSJ-100 к удару молнии подтверждает и вице-президент компании "Гражданские самолёты Сухого", по словам которого в ходе испытаний "СуперДжета" было установлено, что удары молнии не способны повредить систему управления лайнером. Почему же в этот раз молния вывела её из строя? Некачественная сборка самолёта?
3. Почему командир экипажа решил садиться с полными баками?
Несмотря на повреждения электроники и невозможность пилотирования самолёта в автоматическом режиме, у пилотов оставалось исправное "ручное" управление (в этом режиме и производилась посадка). По оценкам экспертов, во время посадки вес полностью заправленного SSJ-100 превышал максимально допустимую посадочную массу. То есть, экипаж в состоянии был управлять лайнером и "покружить" над аэропортом для выработки части топлива, но не сделал этого и предпочел сажать самолёт. К чему такая спешка? Что заставило командира экипажа так рисковать? Излишняя самоуверенность?
4. Была ли ошибка пилотов при посадке?
Видеозаписи катастрофы показывают, что во время посадки самолёт несколько раз бьётся о взлётно-посадочную полосу (ВВП) и "подпрыгивает". У профессиональных лётчиков это называется "козёл". Причиной этому могли послужить особенности управления "джойстиком" (установлены в "СуперДжете" вместо привычных штурвалов). Эти "джойстики" вызывают немало нареканий со стороны пилотов, а компания "Боинг" по результатам опроса тысяч пилотов решила от них отказаться. Экипаж SSJ-100 не справился с посадкой "тяжелого" лайнера в ручном режиме?
5. Почему у взлетно-посадочной полосы не оказалось достаточного количества пожарных машин?
Первая пожарная машина приступила к тушению лайнера спустя 1 минуту после аварийной посадки. И только через 4 минуты к ней на помощь прибыли ещё 6 пожарных расчётов. По имеющейся информации, командир SSJ-100 за несколько минут до посадки подал сигнал "аварийная эвакуация". Это означает, что после посадки необходимо экстренно эвакуировать пассажиров. Так обычно происходит при возгорании на борту. Где были пожарные и почему они не дежурили у ВВП в достаточном количестве? Халатность экстренных служб аэропорта?
Только ответив на эти вопросы, удастся полностью установить все причины трагедии в "Шереметьево". Очень надеюсь, что следствие детально с ними разберётся. Это просто необходимо сделать, чтобы подобная катастрофа не повторилась в будущем.
Понравился материал? Ставьте лайки и подписывайтесь на канал! Спасибо за уделённое время!