Корреспонент "Йода", родом из Луганска, сравнила украинские блок-посты с теми, что на Кипре.
Никосия – это единственная столица в мире, где есть нейтральная зона, где улицы разделяются колючей проволокой и самодельными разъединительными сооружениями: мешками с песком, железными бочками, да просто мусором.
Говорим Кипр – представляем живописные пейзажи, улыбающихся киприотов, сравнительно недорогой сервис. И даже можем назвать несколько фамилий лиц, деньги которых надежно хранятся в местных банках. Словом, маленькая страна, облюбованная Средиземным морем и соответствующим климатом – рай для туристов и бизнесменов разных рангов.
С таким настроем ехала на этот остров и я, человек, который в силу желания интересуется историей, а вот плотно изучить и углубиться в то, что пережили киприоты 45 лет тому назад и какой глубины раной это впечаталось в сердца сотен тысяч киприотов, я изучала непосредственно на месте. Я говорю о так называемой "зеленой линии" разграничения (результат военного сопротивления): турков с греко-киприотами, двух цивилизаций и культур, которые так и не смогли ужиться на одной территории.
И да: хочу рассказать об увиденном и услышанном без особых эмоций и даже досады, а буду делиться впечатлениями человека, страна которого, а именно малая родина (Луганская область), с 2014 года, тоже разделена на части.😞
Немного истории
Итак, быстро и простыми словами, с чего все началось на Кипре: в 1974 году турки вторглись в страну. Их не устраивало количество "своих" в правительстве: 30% мест принадлежало киприотским туркам, 70% - греко-киприотам. Произошел переворот - и временная власть (в большей мере греки) выступала за присоединения острова к Греции. Турков это не устраивало, в результате операции "Атилла", они заняли треть территории острова. Греки-киприоты бежали на юг или были выселены (таких, по неточным подсчетам около 200 тысяч). А на границе между враждующими севером и югом, силами ООН, проведена "зеленая линия". Она-то и исполосовала страну, и эту полосу не стереть. Или просто так надо власть имущим, хотя и местные из обоих "лагерей" не хотят даже думать о примирении. Уж сильно высокую цену заплатили тысячи людей за религиозно-политические распри.
Ларнака: здесь всем удается жить дружно
В Никосию я попала из курортной Ларнаки (юг Кипра). И, наверное, хорошо, что так. Это дало возможность прочувствовать особенность этой страны. Здесь, в Ларнаке, ничего не напоминает о давних религиозных сопротивлениях турков и киприотов. Две главные святыни города – древнейшая церковь святого Лазаря и мечеть Джами Кебир расположены в минуте ходьбы. Так случилось, что ларнакская мечеть стала первой для меня, куда я, выполнив надлежащие ритуалы – вымыть руки, обернуться в балахон и разуться - смогла зайти. Демократичней ситуации, в целом, пока еще не встречала. В этот же день я прочла, что в столице Кипра Никосии, в сорока километрах и часе езды, меня ждут блокпосты с паспортным контролем, люди с автоматами, два разных мира...
Никосия – город двух непримиримых стран
Когда въезжаешь в Никосию, складывается впечатление о медленном, но уверенном поднятии страны Кипр с экономического дна.
Чего стоит главная площадь Элефтерия, рядом с муниципалитетом столицы, где развернулась монументальное облагораживание территории. Автор проекта – всемирно известный архитектор Заха Хадид.
Еще одно украшение площади, которое удивило до смеха лично меня - Статуя Поэта из шестнадцати тонн битого стекла. Так автор произведения – греческий скульптор Костас Варотсос - видит поэзию и ее представителей в целом. Туристов возле оригинального произведения искусства было немного 🤨
Блокпосты по-киприотски
И вообще, проходя по улицам города, сложно представить, что в 10 минутах ходьбы меня ждет процесс, знакомый мне и такой неприятный вот уже пятый год подряд. Так называемая нейтральная зона между Южным и Северным Кипром четко напоминает о войне. Прострелянные стены, брошенные дома, в которых абсолютно точно когда-то кипела киприотская жизнь, -теперь уничтожены разрухой. Несколько киприотских военных с автоматами указывают дорогу к паспортному контролю, напоминая, что фото и видео зоны запрещены. Туристы, конечно, умудряются доставать телефоны и что-то фиксировать, я же научена: лучше с этим делом не рисковать. Ведь предупредили же! Далее – стеклянная будка и двое киприотских контролеров паспортов. (Всегда, проходя пропускной пункт, в Луганской области, чувствую некую опаску. Его природу объяснить не могу, даже с моим немалым опытом пересечения).
Паспорт сканируют – и все, ты в двух шагах от Турецкой республики Северного Кипра, признанной, соответственно, только Турцией.
Базарная жизнь киприотских турков
Перед тем, как зайти на территорию "республики", нужно показать паспорт турецким пограничникам – процесс тоже занял не более минуты. И когда ты попадаешь уже в турецкую Никосию, то оказываешься на классическом восточном рынке с буйством красок и ароматов. Продают все: от специй мешками до "ролексов" по удивительной цене в 100 евро. Продавцы тебя хоть и не тянут за руку, но уговаривают познакомиться с ассортиментом. А вдруг им повезет, и ты купишь что-то из товаров юности 90-ых? Здесь как будто бы время остановилось. Разве что туристы с современными фотокамерами и всегда желающими чего-то съесть больше, чем на 10 евро – вероятно, они привносят в "республику" современности.
Лично у меня не возникало ощущение, что людям там плохо, – нет. Мне показалось, что они немного обижены на власти Греции, Кипра, Британии, еще кого-то и, к сожалению, к примирению не готовы – их устраивает и так. Возвращаться в столицу Кипра приходится через те же блокпосты.
И для сравнений двух Никосий, я иду по центральной улице киприотской столицы – Ледре. Толпы людей, в основном беженцы с Востока и переселенцы из Азии, пьют кофе, курят кальян в уличных кафе. Именно на этом "пятачке" сосредоточены и современная Никосия, и историческая. Отремонтирована, кстати, местами. Хотя, думаю, с этим у страны все впереди. И, конечно, сувениры, традиционно сделанные где-то в Китае, желающие тоже могут приобрести.
А вот увидеть свои дома на оккупированной территории они хотят, в их случае – даже просто взглянуть на них.
Но! Когда видишь и чувствуешь оптимизм этих людей, непроизвольно наполняешься тем же – в моей стране должно все наладится. Остается только ждать, что я и делаю. 🤞